Обои стали настолько привычной частью любого современного интерьера, что мы даже не задумываемся о том, откуда пошла мода обклеивать стены цветной бумагой.
История обоев началась в Китае аж 200 лет до нашей эры. (Вот, где берет свое начало китайская товарная экспансия-то!) Именно в то время в Китае изобрели рисовую бумагу. Ее искусно расписывали и украшали дома. Это был сплошной эксклюзив и ручная работа. Секрет производства обоев жители Поднебесной хранили в тайне более 500 лет, и только к 6 веку о нём проведали японцы. А в 8-м веке китайские пленники выдали секрет, который быстро разлетелся по всему миру. Первыми из европейцев производство бумажных обоев освоили англичане. В Европе в течение многих веков копировали китайские обои, правда, нередко привнося в роспись “стенных бумаг” родные сюжеты. Известно, например, что в конце 15 века французский король Людовик ХI приказал заплатить придворному художнику 24 ливра за роспись 50 бумажных свитков благочестивыми изображениями. Расцвет моды на бумажные обои приходится на вторую половину 18 века. В России предпочтение “бумажкам” отдавали в Москве, что было связано с особой московской модой на сравнительно недорогие имитационные материалы в отделке частных особняков и усадеб. Изысканный Петербург предпочитал тканые обои. Люди того времени долго пытались решить задачу: изготовить бумажные обои такого же высокого качества, как ткани. Но технология этого не позволяла – качество изображения сильно уступало. Да и раскрашивание узоров на бумаге по трафарету занимало слишком много времени. Расписывать же бумагу вручную было слишком дорогим удовольствием. В 1799 году француз Луи Робер изобрел бумагоделательную машину, которая наконец-то стала изготавливать рулонную бумагу заданной длины. В Англии, считавшейся лидером в производстве бумаги, производители платили налог с каждого листа, соответственно, выпуск бумажных обоев рулонами был государству совсем не выгоден. И гениальному изобретению хода не дали… И лишь спустя 40 лет англичанин У. Престон, который работал мастером-печатником, решил, что на машине для печати на коленкоре (переплетный материал) можно печатать и обои. Он же впервые применил цилиндрические валики для печатного рисунка – так получилась машина, ставшая прообразом современных обойных станков. В Россию изобретение Луи Робера пришло в 19 веке. (Хотя в отдельных домах бумажные обои встречались и в середине 17-го, но они покупались за границей или в богатых поместьях производились кустарным способом своими же крепостными.) Тогда страну захлестнула строительная мания. Возводились сотни особняков и усадеб, потребовались новые прогрессивные отделочные материалы. Спрос на бумажные обои бешено возрос! Стало модно кроме традиционных в то время отделочных материалов – художественных тканей, искусственного и натурального мрамора, золоченой деревянной резьбы, бронзы и хрусталя – использовать бумажные обои в оформлении интерьеров. Бумагоделательное и обойное производство сильно активизировалось. В 1795 году стали широко продаваться московские фабричные обои. Обои с орнаментом, то есть ритмически упорядоченным рисунком, выражаясь современной терминологией, стали «трендом» со второй половины 19 века. Орнамент неожиданно усилил свойство обоев не только украшать, но и исправлять жилище: визуально поднимать его потолок, раздвигать стены, изменять пропорции помещения. Машины же сделали обои дешевыми и доступными. Обои нашли, наконец, массового потребителя. Теперь имело смысл тратиться на усовершенствование в технике и технологии. Обои стали печатать металлическими валами, были механизированы проклейка бумаги, ее грунтовка, сушка, отделка и т. д. Приводившиеся раньше в движение силой пара, обойные машины в конце 19 века стали электрическими. Знаменитая постройка того времени, где до наших дней лучше всего сохранились бумажные обои, – дворец графа Шереметьева в усадьбе Останкино. Бумажные обои использовались здесь для отделки и жилых комнат, и парадных помещений дворца – Картинной галереи, театра, Итальянского павильона и примыкающих к нему кабинетов. Количество рисунков поражает своим богатством: цветочные композиции, арабески, персонажи античной мифологии, меандровые узоры, бордюры и фризы с растительными и геометрическими орнаментами. Есть здесь обои, имитирующие мрамор разных цветов и рисунков, гранит, порфир, малахит, лепнину потолков и фризов, золоченую деревянную резьбу.