101 год тому назад родился Василий Владимирович Святухин. Это был инженер, чей профессиональный авторитет не нуждался в словесных подпорках типа главный инженер, старший, ведущий и т. д.

Это был просто инженер – милостью Божией. Таких на свет является мало. В Дзержинске вряд ли наберется более десятка. Ведь Святухин основал не цех, и даже не завод. Он основал ряд новых направлений в химической технологии, целые отрасли химической индустрии. Давайте вспомним о Василии Владимировиче Святухине.

Василий Владимирович родился 10 сентября 1910 года в селе Подолец Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии. Его отец был известным врачом, мать – учительницей. В конце 1922 года Святухина-отца пригласили на должность профессора медицинского факультета Нижегородского университета, и семья переехала в Нижний Новгород из Архангельска, где доктор Святухин занимал пост главного хирурга Северного фронта.

В Нижнем Василий окончил школу (1928г.) и поступил на химический факультет университета, который вскоре выделился в Нижегородский химико-технологический институт. Святухин-младший окончил его за 4 года (тогда лозунг «Пятилетку – за четыре года» распространялся и на процесс получения высшего образования) и в 1932 году начал работать на Чернореченском химическом заводе в цехе опытных установок.

Здесь Василий Владимирович испытывал многие технологические процессы, но особенно его увлекло решение задачи промышленного способа получения мочевины.

Невозможно в кратком очерке рассказать читателю в деталях о трудности решения этой задачи. Реакция синтеза  мочевины была открыта в 1868 году (русским химиком А. И. Базаровым), а синтезировать мочевину на опытно-промышленной установке удалось только в 1935 году, и сделал это русский инженер В. В. Святухин. Если сказать коротко, это был технический подвиг.

Ну конечно, Василий Владимирович это сделал не один. Он работал в тандеме с ленинградским исследователем В. Болотовым, со своими ближайшими помощниками: технологом Н. Павловым, механиком А. Хахалиным, с опытными и добросовестными слесарями и аппаратчиками. Но «паровозом» в этой группе был, конечно, Святухин.

С 1936 года установка синтеза мочевины (карбамида) работала более или менее стабильно и выдавала ежесуточно 24 кг.

Началась Великая Отечественная война. Среди стратегических военных материалов оказалась и мочевина. Для нужд сражающейся Красной Армии ее потребовалось 5000 тонн в год, а святухинская установка давала на круг не более 500. Производительность установки надо было увеличить в 10 раз. И – сверхсрочно. Задача, казалось бы, нерешаемая. Но Святухин ее выполнил.

Самое сложное в этой головоломке было достать реактор (колонну) синтеза. Святухин узнает, что в блокадном Кронштадте у причала затоплен линкор «Марат». Его пушки главного калибра – как раз именно то, что требуется для изготовления реактора. Через ГКО он добивается соответствующих документов, через «Дорогу жизни» по спецпропуску проникает в умирающий от голода, но упорно сражающийся Ленинград. Оттуда – в Кронштадт. Там с помощью военных водолазов извлекаются два ствола передней башни линкора «Марат». Тяжеленные стволы грузятся на сани и по непрочному льду Ладоги доставляются до ближайшей железной дороги. Их привозят на горьковский завод «Двигатель революции», обрабатывают по чертежам Святухина и, наконец, монтируют на новой, более производительной установке получения мочевины. В конце 1942 года установка вышла на заданную мощность – 5000 тонн в год. Это ли не инженерный подвиг?! За него В. В. Святухин получил свою первую Сталинскую премию.

После войны Святухину пришлось заняться производством искусственных корундов. Это совсем другой тип технологии. Даже можно сказать – не химической. Производство сильно зависело от умения и прилежности аппаратчика, как вкус борща – от повара. Святухина такая «кухня» не устраивала.

Он привлекает ученых, специалистов по кристаллографии: С. Грум-Гржимайло, С. Попова, М. Классен-Неклюдову. Он добивается особой чистоты сырья (квасцов), стабилизирует и ставит под контроль приборов давление водорода и кислорода – ну, не стоит в газетном очерке приводить все технические усовершенствования, привнесенные инженером Святухиным в производство корундов на Чернореченском химическом заводе.

Когда правительство решило построить более мощный цех корундов на Кироваканском химкомбинате, проект для этого производства делался под руководством Василия Владимировича Святухина. За эту работу он получил вторую Сталинскую премию.

Третью премию – уже Государственную – Василию Владимировичу дали за создание новой технологии получения азотной кислоты. Но эту работу он проделал со своими сотрудниками уже в Днепродзержинске.

А наш город может гордиться тем, что здесь было создано несколько важных отраслей химической технологии, и нам нужно помнить, что «локомотивом» этих работ был инженер милостью Божией Василий Владимирович Святухин.