Каждый год накануне 1 сентября по всей стране проходят педагогические конференции. В Дзержинске это традиционное мероприятие состоялось в прошлую пятницу, 26 августа. Тема конференции, как правило, задает тон предстоящему учебному году. И в нашем городе, судя по ее названию «Здоровье как основополагающий ресурс развития образования», он должен пройти под эгидой здорового образа жизни.

Среди многочисленных приветственных речей особенно запомнились слова отца Сергия Муратова, который сказал, что заботиться о физическом здоровье, безусловно, важно, но сохранять в здоровом теле здоровый дух куда как сложнее.

Слова священника касались и педагогов, и их подопечных. Учителем быть трудно. И здесь в точку попали слова отца Сергия о том, что педагоги каждый день идут «на духовную брань за сердца, за души детские». И одержать победу учителям удается, увы, не всегда. 

Но и учиться, спросите любого ребенка, ничуть не легче. Современный школьник болен не только физически. Многие из них больны духовно – иначе чем объяснить раннюю «любовь» подростков  к алкоголю, к наркотикам? Чем, как не духовной болезнью, объяснить подростковые преступления?

И справиться с такой хворью гораздо сложнее, чем с болезнью физической…

В безопасности – значит, здоров?

Первым с отчетом выступил начальник управления образования Сергей Майоров. В качестве доказательства актуальности выбранной темы он привел данные Минсоцразвития о здоровье подрастающего поколения. Согласно им, общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет за последние пять лет возросла аж на 16%. При этом на 18% больше стало «болеющих» юношей и девушек в возрасте 15-18 лет. Количество детей старшего до-школьного возраста, то есть тех, которые вот-вот станут первоклашками, не готовых к систематическому обучению, сегодня превышает 32%. А больше половины уже обучающихся в школе детей имеют ослабленное здоровье…

Снизить количество «ортопедических» заболеваний школьников и даже сделать их здоровее  должна «правильная» ученическая мебель, на покупку которой в 2011 году из городского бюджета израсходовано почти 2,5 миллиона рублей.

Для того, чтобы у школы была возможность оказать первичную медико-санитарную доврачебную помощь своим подопечным, в 38 учебных заведениях города работают медкабинеты, на пополнение материальной базы которых в 2007 – 2009 годах горбюджет выделил 800 тысяч рублей – отчитался Сергей Майоров. В то же время процедурные кабинеты оборудованы лишь в 18 образовательных учреждениях, в остальных школах необходимые манипуляции проводятся в кабинетах врача. 

Еще один фактор, от которого, безусловно, зависит здоровье ученика, – это питание. Столовые школ Дзержинска оснащены чуть ли не по высшему разряду, меню составляется с учетом не только полезности еды, но и ее вкусности. В школах проводятся занятия, посвященные здоровому питанию, есть даже специальная образовательная программа «Разговор о здоровом питании», благодаря которой, считает начальник управления образования, «охват питанием» возрос с 60 до 80%.  Но на деле, как говорят родители, многих детей просто заставляют есть в школах.

Безопасность «участников образовательного процесса» – еще один способ сохранить здоровье  учителей и учеников, рассказал
С. Майоров.  В целях безопасности все образовательные учреждения сегодня оборудованы АПС и системой оповещения о пожаре. Кроме того, в одиннадцати школах работают системы наружного и внутреннего видеонаблюдения.

Как рассказал Сергей Майоров, в целях безопасности в недрах подведомственного ему управления сейчас разрабатывается программа «Комплексная безопасность образовательных учреждений». Сроки ее реализации – 2012 – 2016 годы. Начальник управления образования надеется, что эта программа обеспечит защиту детей от террористов. В школах будут установлены охранные сигнализации и  камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения. Кроме того, рядом с каждой школой должны появиться фонари, а вокруг – заборы. Одним словом, внешний враг не то что не пройдет, а даже и не пролезет. Кстати, на те же средства, предусмотренные на реализацию программы, управление планирует уложить асфальт рядом с учебными заведениями. И это тоже способ обезопасить учеников. По крайней мере, избежать травматизма – ведь, не покалечится ребенок на территории общеобразовательного учреждения, значит, школа сумела сохранить ему здоровье.

Молодые, да ранние

Но с «болячками» телесными справиться легче. А что делать с подростками, склонными к асоциальному поведению – больными духовно? По словам Сергея Майорова, важную роль в сохранении детского здоровья имеет именно профилактика асоциального поведения несовершеннолетних. На внутришкольном профилактическом учете сегодня состоит 533 ученика с проблемами поведения. Причем 32% – девочки. Между тем в прошлом учебном году увеличилось число преступлений, совершенных до наступления уголовной ответственности, – на 16,5%. Причинение вреда здоровью – 74% от общего числа преступлений. «У современного школьника отсутствуют навыки ненасильственной коммуникации», – подытожил Сергей Майоров эту печальную статистику. И от этих его слов, если честно, по спине пробежал холодок. 

Правда, в минувшем учебном году снизилось число преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения. Тем не менее каждое 4-е преступление все-таки было совершено школьниками на «пьяную голову».

«Эффективность профилактики детского асоциального поведения  зависит от сложившейся воспитательной системы образования», – сказал Сергей Майоров. И отдельные воспитательные мероприятия тут, понятное дело, не помогут. Но как «перевоспитать» современного школьника, сформировать правильное и ответственное отношение не только к своему здоровью, как физическому, так и психическому? Решением этого вопроса, видимо, и должны заняться педагоги в наступившем учебном году. Правда, исправить ситуацию за один год все равно не удастся. Да и решать эту проблему надо сообща. Психически нездоровых детей рождает, как известно, такое же общество, но как «переделаешь» его силами одних только педагогов?    

В своем докладе Сергей Майоров за-

тронул и проблемы школьников с отклонениями в здоровье и ограниченными физическими возможностями. Им учиться особенно трудно. К физическим «невозможностям» добавляется то, что современная школа просто не готова их принять – наше общество никак не может привыкнуть к тому, что дети с ограниченными возможностями равны «обычным» детям. Реализация простого права ребенка быть среди людей на практике оборачивается проблемами. Сколько раз говорилось в нашем городе о создании безбарьерной среды. И что, больше пандусов стало в дзержинских домах? Кажется, нет. Не говоря уж о школах.

Еще одна проблема – приобретение учителями знаний о том, как общаться и обучать таких детей, преодоление непонимания. А на это, пожалуй, времени потребуется куда как больше, чем на установку пандусов.

 А те меры, которые предпринимают чиновники от образования для социализации детей-инвалидов, всего лишь капля в море.

И ни слова о зарплате

Здоровье учеников и учителей – это, безусловно, тема важная.  Но все-таки странно было, что участники конференции, например, ни словечком не обмолвились о зарплате педагогов (а ведь она, как обещают федеральные и областные власти, с 1 сентября должна вырасти аж на 30%, и учителя наверняка ждут этого большого события), ни слова не говорили и о наделавших шуму новых ФГОСах (образовательных стандартах). 

После конференции заглянула в Интернет и выяснила, что здоровью посвящено, оказывается, большинство педконференций, проходивших в этом году в области, – об этом говорили учителя и на Бору, и в Нижнем Новгороде… То есть, видимо, тему для обсуждения педагогам «спустили» сверху – одну на всех. Но почему при этом участники конференции обошли вниманием «неудобные» вопросы? Я все о той же  заработной плате педагогов. Ведь их здоровье во многом зависит и от ее размера. Наверное, чтобы не накалять обстановку. Ведь несильно они обрадовались бы новости о том, что надбавку в 30%, которую им обещали доплачивать с 1 сентября, будут рассчитывать не от всей зарплаты, а лишь от оклада. А это не так много. Может так случиться, кто-то из учителей вообще не почувствует роста своей зарплаты.

Возможно, это всего лишь мои догадки и фантазии, а дзержинским учителям действительно неинтересно, какие же перемены в зарплате их ждут, и новые образовательные стандарты никак не изменят образовательный процесс в наших школах. Не знаю. Но мне все-таки показалось, что вопросы эти замалчивались намеренно… Власти как будто сделали вид, что ничего не происходит – так проще. Это похоже на поведение ребенка, который, если закроет ладошками глаза, думает, что спрятался и его не видно. И здесь то же самое – если не говорить о проблеме, может показаться, что и нет ее вовсе…   

Хотя, нет, о зарплате на конференции все-таки было сказано. Мэр Дзержинска Виктор Сопин, в самом начале конференции вышедший к трибуне с приветственным словом, затронул эту больную тему. Оживился народ в зале после его слов о том, что «заработная плата на инвестиционных площадках города составляет от 23 до 40 тысяч рублей». По залу пронесся удивленный и, кажется, даже сердитый шепот: «Сколько?» «Это у кого?». Удивиться и рассердиться было отчего – учителям такие суммы даже не снились.

Будто в ответ на учительское возмущение мэр Сопин заговорил и об учительских зарплатах – правда, признав, что проблема с зарплатой у педагогов есть, ограничился лишь обещаниями и надеждами исправить ситуацию. «Наша задача – выйти на тот уровень наполняемости городского бюджета, который позволит устанавливать педагогам муниципальные надбавки», – сказал Виктор Сопин. И добавил, что «нужно запустить такие механизмы, которые сделали бы работу в педагогической сфере привлекательной». Привлечь молодые кадры, считает мэр, могло бы решение жилищной проблемы через строительство дешевого малоэтажного жилья и строительство относительно дешевого жилья в многоквартирных домах. И вообще, пришел к выводу градоначальник, необходимо вернуть строительство муниципального жилья, чтобы все работники бюджетной сферы имели возможность получать его по договору социального найма.

Действительно, все это наверняка сыграло бы свою положительную роль, если бы механизмы и радужные перспективы, обрисованные мэром, уже сейчас работали в Дзержинске. Но пока о воплощении слов в дело, увы, говорить не приходится…

Много было сказано на конференции и о здоровье самих педагогов. Их «болячки» связаны, прежде всего, с высокими эмоциональными затратами – вторили друг другу докладчики. Причем психическое и физическое здоровье педагогов ухудшается по мере увеличения стажа. Но болеть за свое дело педагогам наверняка было бы гораздо легче, если бы их эмоциональные затраты «окупались» достойной зарплатой.

Елена Богомазова