И снова о социальном такси. Видимо, к этой теме возвращаться придется еще не один раз, поскольку информация о новой услуге, предоставляемой маломобильным гражданам, поступает порциями.
Хотя, по большому счету, новой ее можно признать только по факту. Де юро дело обстоит иначе. Пресс-служба городской администрации в своем пресс-релизе, заявляя о праве инвалидов на беспрепятственное пользование средствами транспорта и доступа к социально значимым объектам, ссылается на два закона – федеральный «О социальной защите инвалидов в РФ» и региональный «О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области». Заметим, что первый по времени и важности документ вышел в 1995 году. Иначе говоря, понадобилось 16 лет для того, чтобы у инвалидов нашей области появилась возможность свободно передвигаться по городу.
Хотя эта возможность, надо признать, едва ли позволит людям, страдающими заболеваниями опорно-двигательного аппарата, почувствовать себя по-настоящему свободными. На всю Нижегородскую область, сравнимую по площади с Австрией, выделено всего лишь 12 «Газелей», оборудованных подъемниками и предназначенных прежде всего для перевозки инвалидов-колясочников. Спецмашинами «разжились» Нижний Новгород, Арзамас, Бор, Кстово, одна из них досталась Дзержинску. Одна-единственная! Хотя на все это можно посмотреть и с другой стороны: все будет, но не сразу. С чего-то же надо начинать?!
И все же, даже при условии дальнейшего увеличения в городе парка социального такси, о свободе передвижения дзержинцев с серьезными проблемами в здоровье говорить рановато. Достаточно взглянуть на список пунктов назначения, куда на социальном такси имеют право отправиться инвалиды, – он указан в пресс-релизе городской администрации. На спецмашине, как оказалось, они смогут доехать до органов власти, суда, милиции, соцзащиты, Пенсионного фонда РФ, соцстраха, ФОМСа, поликлиник, больниц, школ, вузов, библиотек и прочих официальных учреждений. А как быть, если инвалиду, допустим, необходимо навестить родственников на другом конце города? На этот счет пока никаких указаний нет, хотя, поговаривают, что управлению соцзащиты будет дано право решать, как поступить в каждой конкретной ситуации. Но, согласитесь, в любом случае ситуация не из приятных.
Механизм приема заявок, похоже, тоже еще не ясен. (По крайней мере, в местном управлении соцзащиты пока не готовы рассказать нам о новой услуге больше, чем написано в уже упомянутом пресс-релизе из мэрии, – сами ждут официальных разъяснений из области, они, вроде бы, должны прийти со дня на день.) Нет, то, что вызовы будет принимать диспетчер (эту ставку уже ввели в нашем управлении соцзащиты), очевидно. Непонятно, каким образом этот самый диспетчер на ходу сориентируется, действительно ли позвонивший имеет право на пользование спецмашиной. Ведь круг тех, кому эта услуга предоставляется, ограничен: инвалиды с патологией опорно-двигательного аппарата, дети-инвалиды, инвалиды по зрению 1 группы, инвалиды Великой Отечественной войны, пожилые люди старше 70 лет, если они передвигаются при помощи технических средств. Каких, кстати, не уточняется.
Конечно, в соцзащите есть база данных, но для работы с ней нужно время. Получается, заказ на социальное такси придется делать заранее? А с учетом того, что оборудованная подъемником «Газель» в нашем городе одна, то, пожалуй, и задолго до запланированной поездки? Тогда о какой доставке инвалида-колясочника, к примеру, в ту же поликлинику может идти речь – ведь не всегда и знаешь, когда тебе понадобится к врачу?
Недостаток информации, заметим, всегда наводит на размышления, вопросы и предположения. Может, конечно, эти страхи напрасны, и все устроится самым чудным образом – дай-то Бог.
Мы с удовольствием бы сообщили нашим горожанам, имеющим ограничения в передвижении, телефон службы социального такси и расценки на поездку, но, как выяснилось, и эти вопросы пока еще решаются в области. И это при том, что уже на нынешней неделе, как гласит не раз упомянутый здесь пресс-релиз, специализированное такси уже отправится в свой первый рейс. Почему в нашей российской действительности состав всегда бежит впереди паровоза, а слава о деле разносится задолго до того, как оно будет доведено до ума? Вопрос риторический.
О социальном такси доподлинно известно немногое. Свои услуги оно будет оказывать лишь в будние дни с 8 до 17 часов. Разумеется, за плату, которая определяется в расчете на 1 км пробега и 1 час простоя машины. При пользовании специально оборудованной «Газелью» инвалиды имеют право взять с собой одного сопровождающего. Да, и не стоит рассчитывать на то, что сотрудник службы социального такси поможет сопровождающему спустить инвалида по этажам к машине – это не входит в его обязанности.
Что ж, подождем следующей порции официальной информации о работе специализированного такси. Шестнадцать лет ждали самого такси, так что уж еще недельку перетерпим.
Елена Серова