Дзержинское время

Трудно поверить, что Дзержинск стал «колокольным» всего два года назад – первая звонница появилась при храмовом комплексе,  в Свято-Тихоновском проезде.   Кажется, что благовест, трезвон, перезвон и перебор всегда разносились над городом, давно стали частью его звукового фона. А уж после фестиваля колокольного звона, что в минувшее воскресенье собрал православных дзержинцев у храма в честь святого Антония Великого, и вовсе усомнишься, что наши местные звонари только на пути к вершинам этого уникального искусства – так умело и уверенно извлекают из холодного металла живой,  проникающий в каждую твою клеточку звук.  И все-таки колокол – музыкальный инструмент. Хотя, как утверждают в интернетовских статьях, его звучание не определяется какой-то одной нотой, а потому имеет мало общего с привычной музыкальной гармонией. Но когда в воздухе разливается совершенное колокольное многоголосье, складывающееся в замысловатую мелодию, невозможно утверждать, что это не музыка. Музыка да еще какая! И все, кто побывал на первом областном фестивале колокольного звона, это прочувствовали. На протяжении двух часов народ, задрав головы,  был обращен к небу и взором, и слухом, и душой. Так всегда: когда слушаешь «звенения» колоколов, не получается смотреть привычно под ноги. Отводишь взгляд от звонницы, и будто что-то важное ускользает в этой музыке неба. Будто небо пропадает, а музыка остается, но уже другая – не такая интимная, проникновенная. Вот и вытягиваешься весь в струнку, чуть ли не на цыпочки встаешь, лишь бы не потерять этого сокровенного чувства. Устроители фестиваля, видимо, это предвидели, и выстроили его программу так, чтобы действо постоянно перемещалось со звонницы на площадку перед ней, с неба на землю.  Здесь, перед входом в храм, после каждого выступления звонарей звучала своя музыка, но     такая же животворящая.  Чисто и искренно звучали голоса церковного  хора, воспитанников воскресной школы и совсем маленьких артистов – дошколят из детского садика, опекаемого этим приходом.  И это тоже несло радость, помогало почувствовать удары своего сердца, обычно не ощущаемые. Разумеется, начало празднику положил колокольный звон – а как же иначе? Фестиваль-то в честь него и устроен. Право первым ударить в кампаны (так красиво, значительно слово «колокола» звучат на старославянском) досталось, и это справедливо, звонарю храма святого Антония Великого – Алексею Маркелову. И как-то так получилось, что с самого первого выступления гости фестиваля стали провожать со звонницы каждого из его участников под аплодисменты. Так на концерте зрители рукоплескают артистам. Не думаю, что для звонарей такая реакция на их мастерство привычна, но нынче она была более чем уместна –  это же фестиваль со всеми свойственными ему атрибутами. Да и в кои веки предоставилась возможность аплодисментами поблагодарить служителей колокольни за их искусство. Это действительно искусство – управляться с таким количеством колоколов, больших и маленьких, держать ритм,  дергать за нужную веревочку, не сбиваясь. Не случайно же музыкантов много, а звонари наперечет. Удивительно, но даже привычные, традиционные звоны, а поначалу звучали именно они, в руках мастеров приобретали особенный  характер, обнаруживая авторскую индивидуальность. И так много личного переживания  вкладывали исполнители в эти знакомые до боли каждому православному звуки, что душа просто рвалась, а из глаз текли слезы – от переживаемых чувств. Среди участников фестиваля  на удивление много оказалось женщин да и вовсе юных особ. Путь на звонницу слабому полу, конечно, не заказан, но мужчины там смотрятся, согласитесь,  как-то привычнее. Что ж, еще одна пощечина стереотипному мышлению. И все-таки от одного стереотипа лично мне трудно отказаться. Когда на колокольню поднялся звонарь Нижегородского кафедрального собора  в честь святого благоверного князя Александра Невского, я поймала себя на мысли, что именно таким я себе и представляла мастера звонарского дела – большим, сильным, с окладистой бородой. Как же чудно звучал «инструмент» в его руках, как беспрекословно слушались его колокола! И это, похоже, был авторский звон – художественный, богатый на украшения,  завораживающий своей силой. Такое исполнение не забыть! И если бы ведущие праздника  в самом начале не  назвали этого звонаря  лауреатом всероссийских фестивалей колокольного искусства, об этом можно было бы догадаться. Как и о том, что присутствующий на фестивале отец Сергий Муратов не преминет  взять в руки гитару. И он действительно пел, да так, что слушал бы и слушал. Запомнилась одна деталь: когда батюшку пригласили к выступлению, по лицам прихожан пробежала такая же улыбка, как и при звуке милого сердцу пасхального звона. И в этом движении губ, потеплевшем взгляде больше, чем в любом слове. Как же все-таки любят православные дзержинцы отца Сергия! А он их – оттого и песни его особенные, профессиональное музыкальное образование здесь не при чем. Между прочим, с кампанами у отца Сергия, по его признанию, связан переломный момент в жизни. В конце 80-х он впервые услышал благовест, звук большого колокола. Услышал и остолбенел – настолько это было не похоже на то, что до этого слышал тогда еще преподаватель местного музучилища. В колокольном звоне действительно сокрыта великая и многоликая сила. Некоторые из серьезных ученых, например, считают, что победой над чумой средневековая Русь в немалой степени обязана церковным колоколам – их звуку приписываются антибактериальные свойства. Да и на душу человека они, видимо, оказывают такое же действие. Лечат, и, как выяснилось, еще и согревают. Вот ведь холодно было в тот день, когда  Дзержинск принимал первый областной фестиваль колокольного звона, в какой-то момент с неба даже посыпалась первая снежная манка – дети ладошками ее ловили. Ан нет, народ мерз и слушал, не в силах оторваться от колокольной музыки, которая на морозе звучит еще чище, прозрачнее. Бог с ними, околевшими ногами и руками, главное, что на душе тепло. Может, и вправду этот фестиваль вырастет до всероссийского, а потом и до международного, как обещают его устроители? А что, для этого у нас все есть – и знаменитые колокола, изготовленные непревзойденными тутаевскими мастерами, и  благодарные слушатели.

Елена Серова