Отечественная медицина на пороге серьезных перемен.

Во-первых, в 2012 году  вступает в силу скандально известный Закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», который, по замыслу его авторов из Минздравсоцразвития, призван стать базовым для здравоохранения – эдаким медицинским кодексом. Во-вторых, опять же с 1 января будущего года все муниципальные медицинские учреждения будут преобразованы в государственные и перейдут в областное ведение.

 

Об этих новшествах и пойдет наш разговор с начальником городского управления здравоохранения Владимиром Карповым.

– Владимир Константинович, каких структурных изменений следует ожидать после Нового года в системе здравоохранения?

– Поскольку с 1 января все медицинские учреждения области утратят статус муниципальных и станут напрямую подчиняться региональному Министерству здравоохранения, органы местного самоуправления лишатся структурных подразделений, на которые сейчас возложены функции по их управлению. В нашем случае это управление здравоохранения. Оно будет упразднено.

Закон, правда, допускает делегирование полномочий в сфере здравоохранения от субъекта Российской Федерации муниципалитетам. Однако Нижегородская область отказалась от этого варианта – оставила за собой право самостоятельно управлять всеми находящимися на ее территории медицинскими учреждениями, передаваемыми в государственную собственность.

– При таком дистанционном руководстве не потеряет ли местная система здравоохранения управляемость? Министерство-то одно, а больниц и поликлиник в области несколько сотен…

– Помощником Министерства здравоохранения в этом деле станет недавно созданное казенное учреждение – Центр медицинской инспекции. По сути, это будет промежуточное звено между областным Минздравом и государственными медицинскими организациями. Новая структура лишена каких-либо властных полномочий – она будет мониторировать деятельность государственных медучреждений.

В нашем городе, втором по величине в области, Центр медицинской инспекции будет представлен особой структурой – отделением мониторинга медицинской помощи взрослому населению, матери и ребенку города Дзержинска и Володарского района. Штатное расписание этого подразделения казенного учреждения еще утрясается, но могу уже сейчас сказать, что он будет укомплектован по минимуму – в местном отделении мониторинга предусмотрено около десяти штатных должностей.

Предполагается, что подобное отделение будет создано и в другом крупном городе Нижегородчины – Арзамасе.

Часть полномочий в сфере охраны здоровья граждан, которые предусмотрены законом и сейчас возложены на специалистов дзержинского управления здравоохранения, будет передана другим городским структурам. Например, санитарно-гигиеническим просвещением населения, скорее всего, займется информационное управление – специалиста мы готовы предоставить. Как и специалиста по гражданской обороне – по логике вещей, он должен быть переведен в управление по гражданской защите.

– Любые изменения в структуре городской администрации – прерогатива Гордумы. Однако, насколько мне известно, вопрос об упразднении управления здравоохранения не рассматривался на декабрьском заседании местного парламента…

– Управление здравоохранения работает в обычном режиме. Процесс реорганизации управления в сфере здравоохранения – это вопрос не одного дня. Предполагаю, что это произойдет к марту 2012 г. Необходимо завершить все мероприятия по подготовке и сдаче годовых отчетов по всем формам государственного статистического наблюдения. Провести процедуры по внесению изменений в структуру администрации города к сокращению штатной численности управления здравоохранения.

– Помнится, в 2006 году из муниципального подчинения были выведены специализированные медицинские службы – психиатрическая, наркологическая и другие. Позволяет ли этот опыт прогнозировать, что ждет наши лечебные учреждения после 1 января 2012 года?

– Первый этап передачи медицинских учреждений в область пришелся как раз на время реализации приоритетного нацпроекта «Здоровье». Если помните, он был нацелен на укрепление первичного звена отечественной медицины, на развитие материально-технической базы поликлиник, при этом стационары остались не у дел. Для того чтобы выправить этот крен, город принял местную программу, которая была направлена на оснащение больниц современной техникой. Диспансеры же, переданные на баланс области, оказались за бортом и нацпроекта, и городской программы.

И как я тогда ни настаивал на делегировании полномочий муниципалитету, услышан не был. Да и руководители специализированных служб меня не поддержали – надеялись, что у областного бюджета больше возможностей. Но я, признаться, так и не увидел бюджетных инвестиций в диспансеры.

Как будет на этот раз – посмотрим. Собственно, и нынешнее огосударствление муниципальных медучреждений оправдывается скромными ресурсами муниципалитетов и большими возможностями области. Хотя в отношении городов-миллионников это утверждение едва ли верно. На мой взгляд, уж им-то нужно было делегировать полномочия. Не факт, что их медучреждения заживут лучше после 1 января. А вот проблемы им точно гарантированы.

Закон требует от муниципалитетов создать благоприятные условия для привлечения медицинских работников, но при этом ни в одном документе не говорится, что это за условия. При такой-то неясности вопроса может возникнуть абсурдная ситуация: попробует город, допустим, удержать медиков муниципальными надбавками, подъемными или квартирами, а юристы возразят: а ваши ли это полномочия?

Есть, конечно, и рациональное зерно в уходе от трех- уровневой системы здравоохранения. Возьмем, к примеру, Дзержинск, который с Володарским районом связывают давние отношения, – они когда-то были едины. Так повелось, что жителям этого района мы не отказываем в той медпомощи, которую они не могут получить в своих медучреждениях. Но такую взаимовыручку между районами не всегда встретишь. При подчинении же всех мед-учреждений области появляется возможность объединить, усилить не только материальный, но и интеллектуальный ресурс здравоохранения – жители того же Володарска на законных основаниях смогут лечиться в Дзержинске при отсутствии данного вида специализированной медпомощи в мест-ных больницах.

– Как, по-вашему, сможет ли область оперативно решать экстренные проблемы, которые будут непременно возникать у медучреждений, – прохудится, например, крыша?

– На муниципальном уровне у нас была возможность перебрасывать средства не только со статьи на статью, но и на другие учреждения. И делали мы это раз-два в неделю. На уровне области передвижки возможны раз в квартал, да и то в пределах учреждения. Думаю, за счет излишков в одной больнице не удастся закрыть брешь в другой – здесь, скорее всего, речь может идти о выделении дополнительных ассигнований и внесении изменений в областной бюджет, что занимает немало времени.

– Последние полгода вокруг закона «Об охране здоровья граждан в РФ» кипели нешуточные страсти. Не утихают они и после того, как в ноябре документ был подписан президентом. Что вы думаете об этом законе?

– Считаю, что это не закон о здравоохранении. В нем черным по белому написано, что охрана здоровья граждан подразумевает систему мер политического, экономического, правового, социального, научного и, наконец, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти, работодателями и гражданами. Так что непосредственно здравоохранению в этом документе отведена лишь малая часть. Будет ли принят закон именно о здравоохранении, о котором медицинская общественность говорит давно и много, большой вопрос.

– В числе плюсов новых «Основ» обычно называется право выбирать лечебное учреждение и лечащего врача, которым они якобы наделяют пациентов. Однако многие эксперты считают это право чистой воды декларацией…

– Действительно, статьи 21 и 33 закона содержат противоречия. С одной стороны, говорится о праве пациента на выбор врача, с другой, указывается на то, что первичная медпомощь оказывается по территориально-участковому принципу. Даже если в пределах одного медицинского учреждения происходит замена участкового врача, при сохранении территориального принципа нарушается участковый. Да и доктор всегда может отказаться от дополнительного больного – закон дает ему такое право. О каком выборе врача тогда может идти речь?!

Получается, что право на бумаге есть, но на практике им невозможно воспользоваться. Возможно, если впоследствии будет определен порядок реализации этого права, упомянутый в законе, ситуация изменится.

Как мне кажется, комментируя этот закон, нужно в первую очередь говорить не о правах пациентов, а об их святой обязанности сохранять свое здоровье. Даже самый опытный врач не сможет помочь человеку, если он не бережет себя. Однако и здесь «Основы» лишь сотрясают воздух, не подкрепляя обязанность ответственностью, – закон не предусматривает никаких последствий для россиян, которые небрежно относятся к своему здоровью. Все, кто угодно – государство, работодатель – ответственны за состояние здоровья гражданина, но только не он сам.

В Китае, к примеру, пожилых людей государство обязывает заниматься в бесплатных центрах оздоровления. И если посетитель такого центра заболевает, лечить его будут также бесплатно. Но если пожилой китаец игнорирует возможность поддерживать свое здоровье, медпомощь ему придется оплачивать из собственного кармана.

Было время, когда чуть ли не весь город, от мала до велика, по выходным вставал на лыжи или коньки. Сейчас же даже гуляющих во дворе детей не встретишь – все сидят за компьютерами. Между тем условий для занятия спортом, оздоровления в нашем городе меньше не стало. Другое дело, что этот ресурс дзержинцы мало используют.

– На этом спорные моменты, вызвавшие наиболее острые дискуссии при осуждении проекта «Основ», не исчерпаны. Леонид Рошаль, инициатор многочисленных поправок в этот закон, насколько я помню, до последнего утверждал, что он ведет нас к платной медицине…

– Ничего такого я в законе не нашел. В статье 80 говорится о программе госгарантий – в ней прописаны все виды медицинской помощи, которые пациент может получить бесплатно. И в по-следние годы объем этой помощи не сокращается. Проблема, скорее всего, в том, насколько эта программа удовлетворяет общество.

В статье 84 закона, где речь идет о платных медуслугах, тоже не вижу никаких подводных камней. Да, часть 5 этой статьи предусматривает право медицинских организаций, и прежде всего частных, на оказание платных услуг. И они до тех пор будут платными, пока в системе ОМС не появятся экономически обоснованные тарифы. Случись это, частники бы согласились сотрудничать с государством по обязательному медстрахованию. И их помощь тоже стала бы для пациентов бесплатной.

Собственно, в этом и за-ключается государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения.

– Статья 50 закона посвящена народной медицине. Из всего сказанного в ней трудно понять, должно ли быть у народного целителя медицинское образование?

– Разрешение на такой вид деятельности выдается субъектом РФ, то есть в областном Министерстве здравоохранения. При этом за целителя должны поручиться медицинские профессиональные некоммерческие или частные организации. То есть, даже если у по-следователя народной медицины нет профильного образования, он не останется без пригляда – за него будут отвечать медики-профессионалы. Так что и статья 50 не вызывает у меня опасений.

– В дзержинской администрации вы, пожалуй, всех старожилов переплюнули – как-никак 23 года руководите управлением здравоохранения. Наверное, всякое видели за это время, разные этапы развития и загнивания медицины застали. Как оцениваете ее сегодняшнее состояние?

– За последние годы наша отечественная медицина далеко шагнула вперед по своему техническому оснащению. Осваиваются новые методы лечения и оперативного вмешательства. Создаются специализированные центры. В том числе и в Дзержинске: функционируют центр диализа, травмоцентр. В плане – организация сосудистого центра на базе госпиталя ветеранов войн, здесь же появится второй в городе компьютерный томограф.

И если в техническом плане мы сделали настоящий рывок, то в кадровом вопросе потерпели настоящий провал. Существование этой проблемы наконец-то признали и в Минздравсоцразвитии. Врачи нынче в большом дефиците: вчерашние выпускники мединститутов не хотят работать в государственном здравоохранении, а те опытные доктора, что служат ему, все в основном предпенсионного возраста. Государство делает попытки повернуть ситуацию вспять – сначала ввело доплаты участковым, теперь вот специалистам поликлиник, но этих усилий явно недостаточно.

Можно сколько угодно рассказывать о масштабах технического переоснащения наших больниц и поликлиник, но если в них не будет врачей, вся модернизация бессмысленна. Врачи – главное в медицине.

 

Беседовала

Елена Серова