Промышленность
Дзержинский кластер «похоронили»?
Тема дзержинского нефтехимического кластера была на слуху весь прошлый год. Это был очень громкий и красивый проект, который в качестве своей инициативы презентовал общественности мэр Виктор Сопин. Шутка ли: обещали инвестиции в сотни миллионов евро.
Идея была хорошая, хотя и не новая – объединить в единую производственную цепочку на основе общих интересов разрозненные со времен акционирования дзержинские предприятия пытались многие мэры. Просто в прежние времена это называлось не кластером, а иначе. И в убежденность вновь избранного мэра Виктора Сопина, что именно сейчас эта идея воплотится в жизнь и у нее есть конкретный инвестор – международный фонд совета министров обороны стран СНГ – очень хотелось верить.
Прошло больше года с тех пор, как идею всенародно озвучили и презентовали. Но реальных подвижек в этом направлении не происходило. Журналисты и промышленники сначала часто, потом реже спрашивали у мэра: а скоро ли? А будет ли? И получали неизменный ответ: будет, ждем средства первого транша. Каждый раз назывались новые сроки.
И вот осенью 2011 года стало известно о том, что на базе своих нижегородских предприятий – кстовского «РусВинила», дзержинских «Нефтехима» и «Акрилата» нефтехимический кластер в регионе будет выстраивать всероссийский холдинг «Сибур». В октябре 2011 года руководство «Сибур-Нефтехима» подписало соответствующее соглашение с правительством области. В заявлениях сторон говорилось о выстраивании собственной концепции, создании управляющей проектной компании, поиске инвесторов.
Общественность и журналисты начали гадать: наш кластер и сибуровский – два отдельных проекта, или наша производственная площадка станет частью одного большого объединения предприятий, в основе которого будет «Сибур» и его современное крупнотоннажное производство ПВХ в Кстово, которое заработает уже к середине будущего года. И наша газета уже тогда высказала убеждение, что «Сибур» строил и строит кластер для себя и под себя, и сильные сомнения, что ранее заявленный дзержинский кластер под управлением брата нашего мэра Сергея Сопина впишутся в эту схему.
Последняя информация эти сомнения полностью подтверждает: да, кластер будет, на нашей земле – площадке бывшего «Капролактама». И это именно сибуровский проект, к которому на более позднем этапе присоединился и «ГАЗ». В нижегородский индустриальный кластер вошли три города – Нижний Новгород («ГАЗ»), Кстово («РусВинил») и Дзержинск («Сибур-Нефтехим» и отчасти промпарк «Дзержинск Восточный»). Сей факт на прошлой неделе признал нынешний заместитель мэра по промышленности и экономике Геннадий Виноградов. Правда, пока эту информацию озвучивают на мероприятиях, где отсутствуют журналисты. Но у нас есть свои источники. Да и вообще странно было бы предполагать, что такие важные сведения могут долго оставаться в секрете.
Итак, участники проекта под покровительством регионального правительства действительно ведут активную работу по созданию кластера. «Сибур», по нашей информации, планирует использовать для его нужд не только площадку бывшего «Капролактама», но и завода Окиси этилена. Здесь уже проведена инвентаризация незанятых земельных участков. Уже заказана экологическая экспертиза площадки. Когда вердикт экспертов будет готов, станет ясно, какие из старых заводских сооружений подходят для дальнейшей эксплуатации, а что нужно будет просто сносить. А до 1 июля должна быть создана специальная управляющая проектная компания кластера.
Этот проект будет иметь серьезную федеральную поддержку. Уже подтверждено его финансирование до 2015 г. в размере около 5 миллиардов рублей. Предприятия, которые будут работать в его рамках, получат приличные налоговые льготы. И «Сибуру», как одному из основных участников кластера, будет дана возможность выкупить все земли, которые предполагается использовать для реализации его проектов (в том числе – муниципальные, того самого промпарка «Дзержинск Восточный»). Предприятия-участники будут размещаться на землях кластера на правах аренды.
Отдельной частью схемы будет сотрудничество «Сибура» и «ГАЗа», которые намерены создать некое объединение по производству автокомпонентов.
Насколько выгодна Дзержинску такая схема – большой вопрос. Надеемся в ближайшем будущем получить официальные комментарии дзержинских властей.
Елена Бахтина