Дзержинское время

Похоже, то, чем нас так долго стращали, все-таки свершится. До конца этого года пенсионная реформа, которая стартует в 2014 году, должна быть утверждена – таково требование действующего президента Дмитрия Медведева. И едва ли его приемник и одновременно предшественник, избранный глава государства Владимир Путин, отменит это распоряжение. А значит, нам нужно готовиться к переменам. И, судя по всему, очень серьезным – более серьезным, чем мы ожидали. Разработать стратегию развития пенсионной системы до 2050 года поручено Минздравсоцразвитию совместно в Пенсионным фондом РФ. Однако в стороне от этого проекта не остались и другие заинтересованные ведомства – Минфин и Минэкономразвития. И, надо сказать, у этих трех министерств нет единого взгляда на будущее пенсионной системы. Солидарны они, пожалуй, только в том, что нужно увеличивать возраст выхода не пенсию, а также срочно менять систему досрочного пенсионного обеспечения. Какая концепция возьмет верх, станет известно по осени – в окончательной версии реформа должна быть представлена в Кремль к нынешнему октябрю. Минздрав: работать 40 лет до 65 Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова в комментариях к рабочему варианту пенсионной реформы не замечена – разъяснения различным СМИ раздает ее зам. Юрий Воронин. И сегодня Интернет пестрит его высказываниями на тему нашего пенсионного будущего. Судя по словам чиновника, проект все же покушается на святую святых – пенсионный возраст. Увеличивать его планируют поэтапно и начнут с женщин, которые сейчас выходят на пенсию в 55 лет. С 2015 года их пенсионная планка будет подниматься все выше и выше с тем, чтобы к 2029 году возраст выхода на пенсию стал таким же, как у мужчин – 60 лет. Если к тому времени демографические показатели не улучшатся, правительство приступит ко второму этапу реформы. Начиная с 2030 года, планируется к пенсионному возрасту и женщин, и мужчин прибавлять по три месяца за год, с 2036 года – по шесть месяцев. В результате такой регулярной «индексации» россияне в 2047 году будут уходить на пенсию в 65 лет. То, что нынешняя формула расчета пенсий не устраивает Минздрав, уже давно не новость. И идея ее изменения получила дальнейшее развитие в министерской концепции реформирования пенсионной системы. Ведомство предлагает опять вернуться к тому, что было, и снова делает ставку на заработок и стаж работников – именно их величины станут ключевыми цифрами в «новой старой» формуле. Таким образом, размер пенсии перестанет быть зависимым от величины уплаченных в ПФР взносов, которая так важна нынче. По сути, обязательная накопительная часть пенсии будет отменена. Изменение расчетной формулы неминуемо повлечет за собой увеличение трудового стажа, необходимого для назначения пенсии, – сегодняшний-то исчисляется всего 5-ю годами. Планируется ввести несколько категорий стажа. Например, при минимальном в 15 лет пенсионер будет получать социальную пенсию. Гражданам старше 67-го года рождения для пенсии, составляющей 40% от утраченного заработка, нужно будет отработать 30 лет. Тем же, кто родился после 1967 года, при стаже в 40 лет назначат пенсию, по размеру не меньшую, чем 45% от заработка. Одна из ключевых проблем нашей пенсионной системы во все времена – досрочные льготные пенсии. И этот 20-летний узел, пишет «Коммерсантъ», реформаторы «намерены разрубить». По оценке ПФР, досрочную пенсию сегодня получают 10,7 млн пенсионеров (32,9%), из которых 4,9 млн (45%) продолжают работать. Минздрав склоняется к тому, что надо вводить повышенный тариф для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными условиями труда. На первом этапе, который продлится до 2016 года, ведомство предлагает увеличить тариф на 4% для списка №1 и на 2% для списка №2. А затем повышать его ежегодно на 1% до тех пор, пока за работающих на особо вредных производствах работодатели не будут отчислять в ПФР 15%, а за «второсписочников» – 10%. Есть у Минздрава в запасе и альтернативный вариант – взамен повышенного тарифа работодателям предлагают модернизировать вредные и опасные производства, на что дают 10 лет срока. Государство даже готово кредитовать такой благородный порыв на выгодных условиях – за счет средств «молчунов», которыми распоряжается Внешэкономбанк. Минздравовская версия пенсионной реформы базируется на сохранении действующих ставок страховых взносов. А это значит, что введенная на 2012-2013 годы временная ставка в 22% станет постоянной, как и взносы в 10% для высоких зарплат сверх взносооблагаемого заработка (в 2012 году – 512 тыс. руб.). На тот случай, если ставка для бизнеса все-таки будет снижена, Минздрав проработал два варианта развития событий: налогообложение всего заработка или повышение порога с нынешних 512 тыс. руб. до 1,2 млн руб. Минфин: работать 30 лет до 63 У Минфина свое видение пенсионной реформы, и в этом инакомыслии он не одинок – Минэкономразвития на его стороне. Основные предложения Минфина, озвученные замом главы этого ведомства Александром Новаком, – переход к бездефицитной пенсионной системе уже к 2029 году через повышение пенсионного возраста и стажа; отказ от выплаты базовой части пенсии работающим пенсионерам и изменения принципов индексации пенсий. С идеями Минздрава инициативы Минфина фактически несовместимы. Минэкономразвития и Минфин не поддерживают предложение Минздрава отказаться от обязательных пенсионных накоплений. Ставка на распределительную систему, предупреждает Минфин, опасна: к 2030 г. соотношение численности населения в пенсионном и трудоспособном возрасте вырастет с 37 до 54%. А потому оба ведомства настаивают на усилении роли накопительного компонента пенсии. Минфин предлагает увеличить пенсионный возраст до 63 лет и начать эту кампанию с 2015 года – женщинам добавлять по 6 месяцев в год, а мужчинам – по три. При таком раскладе минфиновская реформа начнет приносить плоды без малого на 20 лет раньше, чем минздравовская. Что до минимального стажа, необходимого для получения трудовой пенсии, то финансовое ведомство считает нужным увеличить его до 15 лет. Стимулировать граждан работать дольше 30-летнего предела Минфин предлагает введением повышающего коэффициента и, наоборот, при страховом стаже менее 30 лет – устанавливать понижающий коэффициент. Для нынешних и будущих пенсионеров, родившихся до 1967 года и не имеющих обязательной накопительной пенсии, минимальный уровень пенсионного обеспечения, по мнению чиновников-финансистов, должен быть не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе, где этот пенсионер проживает. Остальным гражданам Минфин предлагает «зарабатывать» свою будущую пенсию самостоятельно «в течение всего периода трудовой деятельности (30-40 лет)». И накопительный принцип здесь ставится во главу угла. При этом работникам и работодателям могут предложить платить дополнительные взносы на накопительную часть пенсии, создавать корпоративные пенсионные системы и т.д. Уменьшить дефицит бюджета ПФР, который на 2012 год составляет чуть более 1,075 трлн руб., по мнению Минфина, можно, отказавшись платить базовый размер пенсии работающим пенсионерам. В отличие от Минздрава, Минфин полагает, что конвенция Международной организации труда это разрешает. Одно из главных ноу-хау в концепции Минфина – изменение действующего механизма индексации пенсий. Вместо нынешних – на уровень инфляции и на уровень повышения доходов Пенсионного фонда – министерство предлагает повышать пенсии на коэффициент, равный среднему значению между инфляцией и ростом зарплаты за прошедший год. При этом ведомство уверено, что это изменение «не повлечет снижения фактического уровня пенсионного обеспечения граждан». Как и Минздрав, Минфин также жаждет пересмотреть систему досрочных пенсий, обеспечив перевод их в профессиональные пенсионные системы с дополнительными тарифами для работодателей. Работникам бюджетной сферы возможность раннего выхода на пенсию Министерство финансов готово заменить высокими зарплатами. МВФ: лучше увеличить, чем сократить Международный валютный фонд (МВФ) в недавно представленном докладе о мировой финансовой стабильности призывает правительства стран уже сегодня задуматься о существенном увеличении пенсионного возраста либо перейти к сокращению социальных программ. Главной угрозой долгосрочному благосостоянию государств названа растущая продолжительность жизни в большинстве стран мира. Выбор между повышением пенсионного возраста и снижением уровня пенсионного обеспечения МВФ предлагает делать в пользу первого: напрямую эта рекомендация не дается, но идея повышения пенсионного возраста более популярна. Так что грядущая реформа пенсионной системы в России полностью укладывается в концепцию Международного валютного фонда.

Елена Серова