Станция Черное становится станцией Растяпино


1 января 1904 года руководство Московско-Нижегородской железной дороги сменило вывеску на станции ЧЕРНОЕ: вместо этого привычного чернореченцам названия они увидели новую надпись – РАСТЯПИНО.

 

Строго говоря, для такого переименования не было никакого обоснования. Название РАСТЯПИНО было тогда – ну ни с какого боку. Судите сами: ближайший населенный пункт от станции Черное – село Черное. И не просто село, а главное, волостное, столица края, можно сказать. Пристанционный поселок – то же Черное село – его три выселка. Верстах в двух восточней станции железную дорогу пересекает лесная речка Черная. Она же дает имя всему Чернореченскому краю. Опять-таки РАСТЯПИНО вроде бы ни при чем. Правда, есть в Черноречье деревня Растяпино, но она более удалена от станции, чем Черное село, а уж его, Черного села, выселки расположены прямо при станции.


Словом, в этом переименовании не видно никакой логики, каприз какого-то железнодорожного чиновника. Ну, переименовали – и ладно. Но дальнейший ход событий показал, что переименование железнодорожной станции в 1904 году имело серьезные последствия для топонимии всей нашей древней местности.


Конечно, коренные жители продолжали именовать себя чернореченцами. Но дачники, облюбовавшие эту местность, стали ее называть Растяпино. И были по-своему правы: они приезжали на станцию РАСТЯПИНО и, естественно, так же называли пристанционный поселок (т.е. выселки села Черного). Дачи они снимали либо прямо при станции, либо поодаль – в Черном, Желнино, деревне Растяпино… Словом, топоним РАСТЯПИНО въелся им глубоко в память, и вскоре они этим именем называли всю нашу древнюю чернореченскую местность.


А в 1917 году объявились большевики. К этому времени волостной статус села Черное сильно скукожился, и вся новая власть сосредоточилась в пристанционном поселке (в так называемом Новом Растяпине). Но этим названием пользовались только приезжие – дачники, эвакуированные и проч. Коренные чернореченцы называли себя черносельцами, колодкинцами, бабинцами, игумновцами, желнинцами и т.д. А тут большевистская власть, мало сведущая в истории и топонимике, решила все поселения Черноречья объединить в большой рабочий поселок РАСТЯПИНО. Это случилось в начале 1927 года. Вот это уже возмутило коренных жителей края: их заставили сменить красивое и привычное самоназвание «чернореченцы» на глупое неблагозвучное имя «растяпинцы».


И они на первомайском митинге 1927 г. потребовали сменить имя РАСТЯПИНО на имя ДЗЕРЖИНСКОГО. Через два года это требование чернореченцев было удовлетворено: 22 июня 1929 г. мы стали дзержинцами.


Трудно гадать, что было бы, если бы… Но все же, если бы в 1904 году станция ЧЕРНОЕ сохранила свое название, то и вся местность продолжала бы называться Черноречьем, и будущий соцгород, скорее всего, получил бы естественное имя Чернореченск, и никакого Дзержинска на карте мы бы не нашли с самой большой лупой.


Но все случилось так, как случилось, и начало этим коренным топонимическим изменениям было положено 1 января 1904 г. переименованием станции ЧЕРНОЕ в станцию РАСТЯПИНО.

 

Исаак Фельдштейн