Здание бывшего кинотеатра «Родина» находится почти в самом центре города – три-четыре сотни метров от площади Дзержинского. Сегодня невозможно себе представить, что этот дом когда-то стоял на краю города и прямо от него начинались песчаные барханы, тянущиеся аж до горизонта. И было это совсем недавно – каких-то 50-55 лет тому назад.
В те годы интерес к кино был необыкновенно велик, и единственный кинотеатр города («Ударник») утратил возможность удовлетворять все кинопотребности дзержинцев. Телевизор еще не мог составлять альтернативу кинематографу. Хочу напомнить читателю, что первый телеприемник в городе появился лишь в 1953 году (в квартире инженера Лысикова). Какой, однако, грандиозный путь прошло наше телевидение всего за полвека! Впрочем, не будем отвлекаться от нашей темы и лишь отметим, что необходимость в еще одном современном кинотеатре в городе стала очевидной. Где-то в середине 50-х годов кинотеатр начали строить.
Проект для нового двухзального кинотеатра выбрали типовой. Такой тип кинотеатрального здания можно было увидеть почти в каждом городе Союза. Но, конечно же, А. Ф. Кусакин придал зданию свою индивидуальность, и кинотеатр получился каким-то особым, нашенским, дзержинским. Он был очень хорошо и естественно вписан в общий архитектурный пейзаж этой части проспекта Ленина (тогда – Свердлова) и не производил впечатления типового, многократно повторенного.
Главный фасад здания представляет собой классический портик. Дом несколько приподнят над общим уровнем, и к центральному входу посетителя торжественно ведет лестница. Портик украшен 8-ю колоннами коринфского ордера круглого сечения. Колонны несколько сдвинуты вправо и влево от центральной оси здания, чтобы не затруднять подход к главному входу. Колонны подпирают массивный фриз, а он – карниз здания, над которым высится фронтон.
Зрительные залы – красный и синий – находились на втором этаже. К ним справа и слева вели две лестницы. Фойе с буфетом располагалось на первом этаже. Уж не помню, чем развлекали зрителей до начала сеанса, но такого яркого оркестра, как в «Ударнике», здесь точно не было. Кажется, крутили документальные ленты.
Кинотеатр сдали в 1959 году, и он сразу же стал любимым местом посещения горожан. Да и кино наше тогда было в ударе: «Чистое небо», «Летят журавли», «Девять дней одного года», «Баллада о солдате» и так далее.
Много славных и приятных воспоминаний связано у дзержинцев с кинотеатром «Родина». Здесь, у классических колонн, назначались свидания. Здесь мы познакомились с лучшими фильмами советского киноискусства. Здесь возникали и местные анекдоты. Например, в трамвае девушка у двух девушек спрашивает:
– Вы у «Родины» сходите?
Выразительный взгляд и не менее выразительный ответ:
– Сама уродина!
Первые тревожные звонки в адрес кино (не только советского, но и мирового) прозвучали в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого столетия. В результате многочисленных и очень неоднозначных причин люди стали терять интерес не столько к самомукино, сколько к посещению кинотеатров. В этом процессе сыгра-ли свою роль и телевидение (кино на дому, прямо за обедом, в пижаме и домашних тапочках), и общее улучшение жилищных условий (из уютной квартиры не хочется никуда уходить, не то, что из барака), и т. д. Словом, кинематограф влезал в серьезный и длительный кризис. А в конце 70-х годов уже вся советская государственная система вползла в системный, тяжелый кризис. Стало совсем не до кино. И кинотеатры опустели.
Но остались прекрасные, хорошо оборудованные здания, сами по себе составляющие ценность и как памятники архитектуры, и как объекты недвижимости, и как дома нашей памяти. Некоторым таким зданиям (например, кинотеатру «Ударник») нашлось новое применение. Кинотеатру «Родина» не повезло. Администрация ему новое предназначение не придумала. Молодой и очень захапистый российский капитал «прихватизировал» это здание, но заботиться о его состоянии не нашел нужным. И на наших глазах любимый кинотеатр, дом, с которым так много нас связывает, начал разваливаться. Сегодня кинотеатр «Родина» (как, впрочем, и вся наша большая Родина) представляет собой печальное зрелище полной разрухи и заброшенности. Это зрелище не может не волновать чувств горожан.
Между тем это здание специальным постановлением нашего областного законодательного собрания отнесено к 35 охраняемым памятникам истории и архитектуры города Дзержинска. Вы поняли, земляки – ОХ-РА-НЯ-Е-МЫМ! Так где же, где же она – охрана, господа депутаты, где средства на самое скромное поддержание такой охраны? Молчание. Нет ответа. Впрочем, кое-что сделано: с недавних пор разрушающийся фасад бывшего кинотеатра задрапировали грандиозной занавеской. БАННЕР это теперь называется на новомодном, не всем понятном русском языке. Этакий фиговый листок, скрывающий срам.
Не знаю, сколько еще может продержаться этот дом в самом центре города. Тогда строили хорошо, может, сколько-то еще и простоит. До горючих слез жаль будет потерять этот «ОХРАНЯЕМЫЙ» памятник, этот дом нашей благодарной памяти. Такой ли уж, впрочем, благодарной?
Исаак Фельдштейн