Сегодня мы будем говорить о двух дорогих нашему сердцу зданиях: Дзержинском театре драмы и Дзержинском театре кукол. Мы не можем их разделить, так как их судьбы неразрывно переплетены. Дзержинск вообще город театральный: не каждый областной и даже республиканский центр располагает двумя театрами. Это тем более верно, если учесть наше суровое время, когда деньги есть на что угодно, но только не на культуру. Театральная жизнь никогда не была чуждой нашему городу. Послы Мельпомены навещали наши пенаты еще до войны. На подмостках городских клубов и домов культуры показывали свои постановки Малый театр, коллективы Владимирского, Сталинградского, Горьковских театров. Но это были, конечно, гастрольные спектакли. После войны из полуразрушенного Ельца в Дзержинск переехала труппа тамошнего драматического театра во главе с художественным руководителем Я. М. Подольским и главным режиссером Д. Ф. Касьяновым. Артистам была предоставлена сцена дворца культуры им. Свердлова. 22 ноября 1946 года состоялся премьерный спектакль нашего профессионального театра. Вот с этой даты и постановки пьесы Чепурина и Байджиева «После грозы» принято отсчитывать летопись Дзержинского театра драмы. И хотя коллектив работал интенсивно, давая по 10 спектаклей в месяц, полноценным театром его еще нельзя было назвать: что это за театр без собственной сцены? Несмотря на трудности послевоенного возрождения, город принял решение построить свой храм Мельпомены. Строили театр всем миром. Особенно активным в этом строительстве был наш городской комсомол. Все хотели завершить строительство к тридцатилетию ВЛКСМ. И завершили: осенью 1948 года состоялось новоселье театра в собственном здании. По традициям того времени, да и вполне заслуженно по существу, театру присвоили имя ХХХ-летия Ленинского комсомола. А сезон 1948/49 года открыли спектаклем «Вас вызывает Таймыр» по очень модной и нашумевшей пьесе Исаева и Галича. Новенький – с иголочки – театр и в самом деле напоминал древнегреческий храм. Небольшое по объему здание стояло на возвышенности в городском парке культуры. Парадный вход представлял собой шестиколонный портик дорического ордера. Зрительный зал был небольшой – где-то на 300-350 зрителей. Маленький вестибюль с раздевалкой располагался на первом этаже, а фойе с буфетом – на втором, к которому вела нарядная, но неширокая лестница. Сцена тоже была миниатюрная, а за ней размещались служебные помещения и гримуборные. Автором проекта был наш замечательный архитектор Алексей Федорович Кусакин, которому мы во многом обязаны нынешним ликом нашего города. Много прекрасных спектаклей показал дзержинцам их любимый драматический театр им. ХХХ-летия Ленинского комсомола. Но, пожалуй, самый выдающийся, всесоюзный успех выпал на спектакль «Настоящий человек». Инсценировку сделал замечательный артист театра Теодор Исаакович Лондон, который про себя говорил так: – Я, друзья мои, Теодор, который не Драйзер, и Лондон, который не Джек. Он же сыграл в спектакле роль летчика Мересьева. Для этой роли Лондон заказал себе специальные ботинки-протезы и учился на них не только ходить, но и плясать. При этом ноги он себе раздирал до крови. На премьере, в сцене, где безногий летчик пляшет перед врачебной комиссией, у Теодора было сияющее, счастливое и лихое лицо, по которому катились крупные слезы: артисту было очень больно. После этой сцены он отмачивал свои окровавленные ноги под струей холодной воды. Настоящий артист! Великолепно отыграли свои роли Ф. П. Мачкасов (Комиссар) и Н. А. Конакова (медсестра). Впрочем, весь состав спектакля, поставленного режиссером Ф. А. Лещенко, представлял собой на редкость гармоничный актерский ансамбль. Спектакль «Настоящий человек» получил очень доброжелательную, можно сказать – восторженную оценку в прессе. Вот как отозвался о спектакле замечательный писатель Борис Васильев, автор повести «А зори здесь тихие»: «Не знаю, хорошо ли играли актеры, не знаю, какова была режиссура, не знаю, удачной ли оказалась инсценировка, – я ничего не знаю, потому что подобного спектакля я более не видел. Я видел лучше – и много лучше! – но такого мне видеть более не довелось. Переполненный зал дышал таким единением со сценой, какого, повторяю, мне более ощутить не посчастливилось.» «Настоящий человек» в исполнении Дзержинского театра драмы победоносно прошелся по сценам Москвы и других городов. Это был не успех – это был триумф. Т. И. Лондон, Ф. П. Мачкасов и постановщик Ф. А. Лещенко получили за эту работу звания заслуженных артистов РСФСР. Тоже знаменитым, но не столь триумфальным, стал спектакль «Поднятая целина». Инсценировку сделал тот же Т. Лондон, исполнивший в постановке роль Давыдова. С этой постановкой театр в 1957 году вновь был приглашен в Москву. И опять получил очень хорошие отзывы в столичной прессе. С помощью своего любимого театра дзержинцы познакомились с лучшими драматургами советской школы: Штейн, Тренев, Лавренев, Галич, Володарский, Боровик. Обязательно в репертуаре присутствовала русская классика – Островский, Горький, Чехов. Прекрасный спектакль был поставлен по пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро». Короче, театр располагал самым разнообразным репертуаром, и зрительный зал никогда не пустовал. В нашем старом театре начинали свою творческую жизнь любимцы публики: П. Вельяминов, В. Мачкасов, Л. Сторожевая. В спектакле Николая Вирты «Дали неоглядные» играла не кто иная, как народная артистка СССР Вера Марецкая. Вот какого уровня достигал наш театр! И как тут не вспомнить наших замечательных артистов: В. Шалагина, Н. Конакову, супругов Белянкиных, Л. Станиславова, В. Танкова, В. Губкину, Б. Чуркину, Т. Орлову… Нам придется остановиться, ибо список любимцев дзержинской публики очень велик. Надеюсь, неназванные актеры нас простят. Однако театр в парке, сооруженный сразу после вой-ны, становился для города тесен, оборудование не соответствовало новым требованиям, артисты работали в скученности, зал не вмещал всех городских театралов. Как раз на эти годы (конец 50-х – начало 60-х) пришелся экономический расцвет «столицы химии». И было принято решение строить новое театральное здание. Получилось так, что задумка о новом храме Мельпомены пришлась на годы расцвета города, а реализация идеи – на годы начинавшегося упадка и застоя. Поэтому новое здание театра строилось очень долго. Иногда казалось, что его так и не достроят. Но все же кризис был еще не так глубок, и театр в конце концов достроили. В 1980 году новое жилище Мельпомены приняло в свои стены дзержинскую труппу. Новое здание театра было запроектировано Центральным научно-исследовательским институтом экспериментального проектирования зрелищных зданий и спортивных сооружений им. Б. С. Мезенцева. Авторами проекта являются архитекторы Г. П. Горлышков и Н. А. Шеболина. Заметный вклад в отделку театра и проект окружающего его пространства внес дзержинский архитектор С. И. Чернюк. По архитектуре новый театр ушел далеко от псевдоклассицизма 50-60-х годов. Это был модерн с применением стекла, бетона, дерева, анодированного и кованого металла. Из вестибюля с раздевалкой в верхнее фойе ведут две мраморные лестницы. Зал значительно больше, чем в старом здании, и может принять до 800 зрителей. Сцена оборудована самой современной машинерией. Прекрасные возможности создаются осветительным и акустическим оборудованием. Сцена вращающаяся. Занавес – тяжелый, шитый серебром – очень красив и уникален. За сценой в трех этажах расположены административные и артистические помещения – не в пример старому театру по удобствам. Мастерские – столярные, бутафорские и другие – вынесены в отдельное здание. Перед зданием театра был сооружен бассейн, стенки которого были облицованы гиббродиабазом. Увы, фонтан так и не заработал. Это какая-то сугубо дзержинская болезнь: фонтаны в нашем городе (а их много!) почему-то не работают. Что ни фонтан, то и «не фонтан». Облицовочные плитки обвалились, в чаше фонтана вместо воды образовалась куча мусора. Неважная, словом, картина. Но после реконструкции площадь перед театром – Театральная – в целом выглядит неплохо. На заре перестройки эта площадь гудела от бурных демократических митингов, иногда собирая до 10000 человек. Коммунисты предпочитали митинговать на площади Героев. Иногда время этих митингов совпадало, и тогда на Театральную площадь долетали звуки громкоговорителей с площади Героев. Романтическое было время. В новом здании тоже состоялись знаковые спектакли, но такого триумфального успеха, как во времена «Настоящего человека», труппа уже не достигала. Между прочим, театр ближе к 90-м годам возобновил эту постановку, но ничего похожего на спектакль Лещенко почему-то не получилось. Вероятно, само время «Настоящего человека» уже ушло. Вообще, такие триумфы на одном и том же драматургическом материале повторить, видимо, невозможно. Театр по-прежнему любим дзержинской публикой. На премьерах полный аншлаг. Словом, театр драмы (уже без имени ХХХ-летия Ленинского комсомола) живет даже в наше нелегкое время и радует своего зрителя. А что же старое здание в парке? Любое здание, оставленное своими хозяевами, очень быстро ветшает и разваливается. Посмотрите на бывший кинотеатр «Родина», и вы поймете, что имеется в виду. Вот это-то и начало происходить со старым храмом Мельпомены. Здание, знавшее триумф и фурор, тихо разваливалось на наших глазах, вызывая самые ностальгические чувства. Казалось, шестиколонный дом в парке обречен. Но в 1988 году группа энтузиастов основала в городе театр кукол. Они-то и предложили использовать старое здание под кукольный театр. Восстановление и реконструкцию здания поручили Борису Ивановичу Жуковскому. Эта работа нашего замечательного культурного деятеля стала его лебединой песней. В реконструкцию было вложено 15 миллионов дореформенных рублей – весьма значительная сумма. Внешне театр почти не изменился. Лишь с южной стороны заднего фасада был пристроен служебный блок. Внутри зал уменьшили, фойе наполнили всяческими чудесами – аккурат для своих маленьких зрителей. Все стало очень нарядным и веселым. Талантливая труппа во главе с главным режиссером, заслуженным деятелем искусств Владимиром Казаченко очень быстро подняла авторитет нового театра. Пьесы Садовского, Бартенева, Михайлова, Сперанского, Иловайского, Чеповецкого и других составили репертуар театра. Дзержинский театр кукол уже в августе 1991 года принял участие в международном фестивале «Театры кукол без границ» в Финляндии. А в 1992 и 1993 годах уже «все флаги были в гости к нам». Российские кукольники из Москвы, Костромы, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, артисты Германии, Японии, Франции, Финляндии показывали свое искусство на подмостках храма Мельпомены в городском парке. В 1996 году дети Германии рукоплескали нашему театру. Бургомистр Биттерфельда пригласил нашу труппу на повторные гастроли. В этом храме всегда царят добро, любовь и справедливость – качества, высоко ценимые детьми. Напоследок не могу не поехидничать относительно официальных адресов наших театров, указанных в заголовке. С нумерацией зданий в нашем городе творится что-то бесподобное. Мы уже приводили в пример кинотеатр «Ударник»: здание, со всей очевидностью стоящее на площади Дзержинского, имеет адрес: проспект Ленина, 64! Вот и театр кукол по адресу находится якобы на площади Дзержинского. Вообразите приезжего, разыскивающего театр кукол на площади Дзержинского. Он может заниматься этим бесполезным делом сколь угодно времени, пока не сообразит справиться у первого прохожего дзержинца. То же и с драматическим театром: он стоит на Театральной площади, но пронумерован по бульвару Мира. Правда, здесь приезжему человеку придется легче. Впрочем, это совсем другая тема. А что касается наших театров, то мы должны признаться им в любви. Они нам дают надежду на будущее, будоражат нашу память, знавшую лучшие и более успешные времена, дают понять, что мы на многое способны, надо только собраться с силами и делать дело. Наши театры – самые настоящие храмы Мельпомены, а наши артисты – самые настоящие служители этой музы. Успехов вам! Исаак Фельдштейн