Низкая явка – строка против всех?


В прошедшее воскресенье состоялся единый день голосования: избирались губернаторы, мэры, депутаты Законодательных собраний. Особо в этой избирательной кампании стоял мэр Москвы, который пообещал  самые чистые в стране выборы. Собянин не москвич, и ему очень хотелось стать настоящим легитимным мэром.

 

 Выборы в Москве действительно были относительно чистые, без обычной пиаровской грязи. Тем не менее… Когда запахло жареным, то есть вторым туром, когда главный соперник нынешнего мэра от оппозиции Алексей Навальный вместо прогнозируемых ему московскими политологами 7-8 процентов набрал почти 30, а то и более процентов голосов избирателей, честные и чистые выборы стали блекнуть.


Мы привыкли, например, что после закрытия избирательных участков буквально через полчаса объявляется явка избирателей. Подсчитать ее нетрудно, тем более данные с избирательных участков приходят в горизбирком в течение всего дня. Но в этот раз слышались только намеки, мол, явка была низкой. Точную цифру – 32 процента – мы услышали только на следующий день. Что, так долго считали или «натягивали» изо всех сил голоса для одного кандидата? Или стыдно было называть такую цифру?


Исполняющий обязанности мэра и кандидат в мэры Сергей Собянин пообещал, что благодаря мощному компьютерному оснащению всех избирательных участков предварительные данные будут оглашены через два часа после закрытия участков. Их мы ждали всю ночь. Очевидно, Собянину «натягивали» дополнительные несколько процентов, чтобы исключить второй тур. Окончательные итоги: Сергей Собянин – 51,27, то есть от второго тура его отделяет всего процент с небольшим. Алексей Навальный – 27,24 процента. Об остальных кандидатах говорить не стоит. В их активе по несколько процентов. Навальный с официальными итогами не согласен и требует пересчета голосов на сомнительных участках. Он свято верит в цифры экзитпола, по которому он набрал 37 с небольшим процентов голосов, что позволяет провести второй тур. Таким образом, у Собянина получается 48 процентов. Кстати, данные своего экзитпола объявил только Навальный, остальные что-то бормотали сквозь зубы. Многолетний же опыт показывает, что результаты опросов перед избирательными участками отличаются от официальных подсчетов всего лишь на два – три процента.


Вторая сенсация произошла в Екатеринбурге. Там мэрские выборы выиграл Евгений Ройзман – председатель фонда «Город без наркотиков».

 

Собственно, то, что Ройзмана вообще допустили до выборов, уже сенсация. Это самый неудобный горожанин для власти. Как и Навального, его несколько раз пытались посадить, закрыть его фонд и прочее. Хотя жители Екатеринбурга не сомневались: их Женя победит, настолько высок его авторитет в городе. Такова его харизма.


А что дальше? Допуск оппозиционеров до выборов – это эксперимент власти, и какой же вывод она сделает для себя? И далее будет прислушиваться к обществу и своим гражданам, или, напротив, закручивать гайки, как это случилось после демонстраций москвичей против нечестных выборов в Государственную Думу?


Собственно, россияне, в том числе и москвичи, уже намекнули власти о ее неприятии, «проголосовав ногами». По всей стране явка была ниже всякого предела. А зачем идти голосовать, если все уже за вас решили? Собственно, с явкой власти сами себя загнали в угол. Или они не знали, что в начале сентября, а тем более летом, горожане разъезжаются? Но дело, скорее, в том, что низкая явка – это лучший способ провести своих кандидатов. Не случайно Собянин вдруг захотел избираться в сентябре, не дав при этом провести нормальную кампанию своим неподготовленным соперникам, хотя по сроку мэрствовать ему оставалось около года. Кто же думал из кремлевского окружения, что волонтеры Навального сумеют провести такую яркую, интересную кампанию, по совершенно новым для нашей страны технологиям? Недооценили власти Навального. Неспроста все кремлевские социологи прогнозировали, что эти выборы будут его политическим крахом. А там и в тюрьму сажать можно.


Кстати, насчет тюрьмы. Не исключено, что власть решит: сейчас она для Навального – лучший вариант. Перед самыми выборами президент не утерпел и, не называя фамилии Навального, говорил об одном кандидате, который то спирт ворует, то лес государственный продает. Это что, уже «фас» дан? Да и Ройзмана уже во вторник вызывали на допрос, правда, пока в качестве свидетеля.


Восьмого сентября выборы были по всей России. И если в Москве все было относительно благопристойно, то наблюдатели и участники выборов в провинции были шокированы той грязью, которая была вылита на головы избирателей. Наверное, не случайно в регионах на первых местах оказалась «Единая Россия», чьи представители и так были у руководства. Им стесняться было некого. В том же Екатеринбурге за день до голосования появились на вид вполне официальные листовки, где сообщалось, что Ройзман снят с выборов. Правда, горожане этому не поверили.


Безобразная обстановка отмечалась и в Ярославле, где незадолго до выборов был арестован мэр – представитель «Гражданской платформы». Причем задержали его не дома, не в кабинете, а на улице, как какого-то уголовника выволокли из машины. Обвинили в том, что он уже собирался взять взятку. А причина –  в отказе представлять на выборах «Единую Россию». Во всяком случае, именно на это ссылается руководитель «Гражданской платформы» Михаил Прохоров.


А вы представляете выборы на Дальнем Востоке на затопленных территориях? У тебя дом под воду уходит, есть нечего, а тебе бюллетень суют и показывают, где надо галочку поставить, обещают скорую помощь. Стыдоба! Предлагалось же перенести выборы в затопленных районах. Куда там.

 

Самое время власть выбирать, стоя на крыше уходящего под воду дома.


Почему так распустились наши региональные лидеры? Да не распустились, а их распустили. Никаких выборов губернаторов, по сути, нет, назначает их президент. Вот они и ведут себя как царские наместники. А у президента свои проблемы – как Олимпиаду провести и Чемпионат мира по футболу.

 

Народ бы свой накормил сначала. А то Россия стала похожа на куртизанку: с одной стороны блеск, с другой – нищета. Возможно, уже и боится президент выращенных им же миллиардеров и царедворцев. В истории России не раз царя-батюшку убирали его же приближенные.


Я так полагаю, что власть сделает из эксперимента удобные для себя выводы. Ну, мол, выпустили пар, на наш век гражданской апатии хватит. Да и, судя по всему, не связывают наши властители свое будущее и будущее своих детей с Россией. Но они себя обманывают, у нас растет новое поколение, которое не считает себя быдлом, оно хочет жить в нормальной стране.

 

Ольга Цуккер