Среди тенистых дубрав, сосновых лесов уютно поселку Желнино. Это заповедное место тесно связано с древней историей Дудина Амвросиева Никольского монастыря. Но от старины сохранилось там немного: величественный Благовещенский храм да редеющие ряды добротных домов зажиточных крестьян и купцов. Более полутора веков стоит на прежнем месте дом купца Павла Петровича Кузнецова. Он примечателен тем, что здесь родился выдающийся художник первой половины XX века Константин Кузнецов, известный своим творчеством в постимпрессионистской манере не только в России, но и во всей Европе.
Корни рода
Непросто сложилась жизнь и творчество художника, волею судьбы ставшего парижанином. Но сила его таланта была такова, что время оказалось не властно над творениями мастера. По признанию художника, истоки его таланта – в беззаботном детстве и нежном отрочестве, проведенном в родительском доме. Искру Божьего дара заронила в нем неповторимая красота лесного края, полноводная Ока, в зеркальную гладь которой веками смотрели седые стены Дудина монастыря. Тогда этому чудесному местечку, озаренному светом первозданной природы, могли позавидовать лучшие крымские курорты.
Не случайно именно здесь суждено было родиться знаменитому художнику. Из метрической книги Успенской церкви бывшего Дудина монастыря узнаем имена братьев Кузнецовых: Константин, Михаил, Игнатий, Павел и Дмитрий. Все они – сыновья супругов Михаила Андреевича и Анастасии Дмитриевны, государственных крестьян. От них пошли многочисленные родовые ветви Кузнецовых в Черноречье. По обнаруженным в архиве сведениям, торговое дело в 1865 году в г. Астрахани начинал Степан Игнатьевич Кузнецов. С 1862 года он брал там гильдейские торговые документы. В алфавитном списке лиц, получивших купеческие свидетельства на 1876-1879 годы, Кузнецов значится временным купцом 2-й гильдии. В списке выбравших купеческие свидетельства на 1892 г. прописаны уже два брата Кузнецовы – Степан и Павел Игнатьевичи как временные купцы 1-й гильдии, торгующие под знаком фирмы Торговый Дом «Братья Кузнецовы». Он был учрежден ими в Астрахани в 1880 году. В то время Степан проживал в волжском городе, а Павел Кузнецов – в родительском каменном доме на улице Елховка в п. Желнино.
В 1906 году в личном составе Торгового Дома произошли перемены. Со смертью Павла Игнатьевича, все принадлежавшие ему права в общем капитале по его духовному завещанию перешли сыновьям покойного – Константину, Петру и Филитеру Павловичам Кузнецовым. Они не стали делить отцовский капитал, а продолжили совместно вести все торгово-предпринимательские дела. Братья Кузнецовы восприняли завет, передававшийся в купеческой среде: каждый прутик из рассыпанной вязанки переломать легко, но, собрав их вместе, сломать их не каждому под силу.
Однако Константин нарушил завет отца и «вышел из дела», так как его влекли иные сферы. Собственниками и полноправными членами фирмы остались Петр и Филитер. Торговый Дом «Братья Кузнецовы» содержал в Астрахани рыболовные ватаги, нанимал артельщиков для переработки и продажи рыбных товаров, имел торговые дела в Саратове и Баку. Заморозка рыбы в ледниках, так называемых выходах на ватагах, приносила хороший доход. Братьям принадлежал крупный жиротопный завод по производству рыбьего и тюленьего жира. Торговый Дом имел собственный флот для перевозки товара.
Путь художника
Будущий художник Константин Павлович Кузнецов, старший из братьев, родился 22 августа 1863 года (по новому стилю) в д. Желнино Чернорецкой волости Балахнинского уезда. Его отец – богатый, знатный купец, коренной желнинец Павел Игнатьевич, мать Мария Андреевна, в девичестве Сорокина, до замужества жила в д. Растяпино (ныне п. Дачный). Счастливое безмятежное детство художника прошло в родном доме. Родители дали первенцу прекрасное домашнее образование, однако мальчика увлекало созерцание неспешного хода деревенской жизни, и в этом немалое влияние на юношу оказала его мама Мария Андреевна. Глубоко набожная, она проводила время в молитвах, часто посещала святые места, прививая Косте вкус к духовной внутренней жизни.
С самого детства увлекся он живописью, рисованием. Круг его юношеских интересов был весьма обширен: занимался музыкой, играл на флейте, фортепьяно, в желнинском доме Кузнецовых звучали произведения Глюка, Вивальди, Баха в исполнении Константина… Можно предположить, что рисованию, музыке обучали подростка учителя, нанятые из Нижнего Новгорода.
Получив причитавшуюся долю капитала, Константин без остатка посвятил свою жизнь творчеству. Еще юношей с родителем по его купеческим делам часто бывал в Саратове. Окончив, вероятно, Нижегородскую гимназию, поступил там учиться в Художественную студию при Академии изящных искусств. Судьба подарила ему встречу с талантливым художником В.Е. Борисовым-Мусатовым – создателем общества художников-символистов «Голубая роза». В волжском городе Константин в частных коллекциях состоятельных саратовцев познакомился с замечательными работами французских художников-символистов. Они произвели на юношу неизгладимое впечатление, определив в будущем стилевое направление его творчества.
В возрасте тридцати трех лет Константин Кузнецов совершил свое первое длительное путешествие: посетил Лондон, Рим, Флоренцию, где провел несколько лет. Но его московская невеста – художница Александра Самодурова – настояла выбрать Париж, центр художественной жизни того времени. В Париже Константин Павлович вместе с художниками Борисовым-Мусатовым и Ширвашидзе постигал тайны высокого творчества в мастерской выдающегося французского художника, приверженца академического искусства – Фернана Кормона.
Спустя четыре года в 1900 году Кузнецов женился на Александре Алексеевне Самодуровой. Супруги покинули Россию и навсегда поселились в Париже, сохранив русское подданство и православное вероисповедание. Они вместе занимались живописью: он – в мастерской Луи Гумберта, она – в парижской Академии Рудольфа Жюлиана. Но по-настоящему их духовными учителями оставались художники-импрессионисты Моне и Писсарро. Будучи прекрасным портретистом, Константин Кузнецов упорно работал над пейзажем, много писал с натуры, путешествуя по окрестностям Парижа. В собственной мастерской он вдохновенно трудился над декоративными композициями.
В 1900 году художник впервые открыл для себя Бретань – полуостров на северо-западе Франции, омываемый Атлантическим океаном. С тех пор этот райский уголок стал для него постоянным источником вдохновения. Он приезжал в Бретань ежегодно, чаще всего останавливался на северном берегу в Валь-Андрэ, на юге в Бель-Иле. Местечко по праву и теперь считается одним из самых красивых островов Бретани, где творили великие художники Матисс, Моне. Значение перевода названия – «прекрасный остров» говорит само за себя.
Признание
Поселившись в Париже на Монмартре, Константин Кузнецов наслаждался жизнью столицы: посещал концерты, театральные спектакли, балет. На Монмартре жили и творили художники Ренуар, Дега, Писсарро, Ван Гог, Гоген, а в начале XX века – Модильяни, Пикассо, Брак и другие. Квартал сохранял шарм старинного предместья Парижа с мельницами, виноградниками. Живо интересуясь литературной жизнью, Константин Павлович поддерживал молодых художников и писателей из России. Но в его жизни наступил этап, когда он, заимев собственную студию, полностью отдался творчеству. Словно в пустыне, творил, слушая лишь «свой внутренний голос». Даже в этой самоизоляции художник интересовался событиями русской революции 1917 года в России. Он стал парижанином, а его сердце оставалось в родной стране.
Художник Кузнецов по-прежнему глубоко русский, несмотря на свою любовь к Франции, где он прожил почти 40 лет. По отзывам критиков, Париж в его картинах «таинственен и лиричен, реален и фантастичен, преображен фантазией художника». Парижские пейзажи Кузнецова наполнены «русской сентиментальностью», написаны с большим чувством, живописны и эмоциональны».
У супругов Кузнецовых в Париже родились четверо детей: Елена, Ольга, Александр, Михаил.
В 1907 году семья оставила квартиру на Монмартре и перебралась на жительство на Монпарнас – район, который издавна считался Меккой для парижских художников и интеллектуалов. Здесь художник творил до конца своей жизни. Он постоянный участник самых престижных парижских выставок, оформляет постановки балетов, иллюстрирует издания русских и зарубежных классиков. Полотна художника Кузнецова украшают выставки лучших парижских салонов Национального общества изящных искусств: Осеннего, Независимого. Картины с успехом выставляются в Брюсселе, Мюнхене, Лондоне, Питтсбурге, других столицах мира. Он участвует в выставках в Москве и Санкт-Петербурге (1903-1910 гг.). В 1930 году К. Кузнецов создает серию иллюстраций к «Вию» Н.В. Гоголя, «Русалке», изданию «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина.
Однако с возрастом тоска по России не покидала художника. В 1933 году в расцвете сил в Париже трагически погиб один из любимых сыновей мастера – Александр. Его нелепая смерть подкосила здоровье художника.
30 декабря 1936 года К.П. Кузнецов в возрасте 74 лет ушел из жизни.
Наследие
Дочь Константина Павловича – Ольга в 1964 году лучшие работы отца передала в дар Государственной Третьяковской галерее. Живописные полотна выдающегося мастера представлены в Национальном музее современного искусства в Париже, музее Э. Будэна в Онфлере и других, украшают частные коллекции по всему миру. Земляки-нижегородцы мало знакомы с его творчеством. Несмотря на это, на его родине в п. Желнино сохранился дом на улице Кооперативной. Здесь художник родился, провел свои лучшие детские и юношеские годы, он навещал пенаты вплоть до отъезда в Париж, а затем лишь в свой последний приезд в 1913 году.
На желнинском погосте – семейная усыпальница Кузнецовых. Здесь похоронены родители художника: Павел Игнатьевич и Мария Андреевна, рядом покоится прах Екатерины Игнатьевны Неводчиковой (в девичестве Кузнецовой), а также Василия Игнатьевича, Пелагеи Григорьевны… В начале прошлого века в губернском городе проживал родной брат художника – Филитер Павлович (родился в 1868 году). Окончив филологический факультет Московского университета, он стал одним из ярких представителей нижегородской интеллигенции. Имея статус личного почетного гражданина, с 1905 года избирался Гласным городской Думы Нижнего Новгорода. Он женился на своей землячке – родной сестре купца из Желнина А.В. Маркова – Валентине Васильевне. В доме Кузнецовых на улице Канатной у них родились дети: Николай, Андрей.
Андрей Филитерович, 1903 года рождения, оставался одиноким, с 1932 года до кончины в 1970-х гг. преподавал на кафедре теории механизмов и деталей машин Горьковского института инженеров водного транспорта. Ныне в Париже живут потомки знаменитого живописца.
Преданно служил высокому искусству парижский художник с русской душой – Константин Павлович Кузнецов. В 2013 году исполнилось 150 лет со дня его рождения.
И пусть эта публикация станет данью памяти выдающемуся земляку, роду Кузнецовых, оставившим заметный след в истории нашего края.
Станислав Шальнов, краевед
(В публикации использованы материалы фондов ЦАНО, ГААО, фотографии и сведения из семейного архива правнучки художника Кэтрин Вейерт, проживающей в Париже).
На фото:
Константин Павлович Кузнецов. Париж. 1900 г.
Художник Кузнецов в мастерской. 1927 г.
Автопортрет К.П.Кузнецов.
Дом Кузнецовых в п. Желнино. 2012 г.
Семейный склеп Кузнецовых на кладбище в Желнино.