Дзержинское время

Незадолго до нового года Дзержинск получил новый бюджет. А уже в конце февраля на комитетах обсуждали изменения, которые в него предполагается внести. Каким будет городской бюджет 2014 года? Каковы его приоритеты? На что город будет и не будет тратить деньги? В общем, какие романсы будут петь дзержинские финансы в этом году – об этом наш разговор с заместителем главы администрации по финансовой политике и обаятельной женщиной Ольгой Сахончик.

 

– Бюджет нынешнего года, по сути, мало чем отличается, я бы сказала, примерно равен по своим параметрам бюджету 2013 года. Судите сами. В 2013 году мы получили 4,145 млрд рублей доходов. Из них собственные – 2,607 млрд. Расходы составили 4,168 млрд. При этом 71,5% пошли на обязательные статьи (зарплата, коммунальные расходы, меры социальной поддержки и обслуживание муниципального долга). На прочие расходы – 28,5%. В денежном выражении – 1,190 млрд руб. Изначально был запланирован дефицит 160 миллионов рублей, в итоге год мы закончили с цифрой в 23 миллиона.


В 2014 году с учетом январских изменений мы планируем собрать 3,928 млрд.


Из них собственные доходы – 2,162 млрд (55%). Расходы составят 4,085 млрд рублей. Из них на обязательные статьи – 2,716 млрд (66,5%). На прочие нужды – 1,369 млрд (33,5%). Предполагаемый дефицит – 157,4 млн рублей.


Таковы цифры. Что покажет финансовый год, какие субсидии получим, какие дополнительные доходы сумеем заработать – увидим. Уже сейчас в бюджет вносятся изменения, которые должны дать нам дополнительно 200 миллионов доходов.


– Принятый бюджет называют по-разному. Чиновники – бюджетом развития, некоторые депутаты и общественники – стагнации. А вы как его характеризуете, Ольга Владиславовна?


– Вопрос спорный. В любом случае бюджет должен быть социально ориентированным. Он у нас такой и есть. 66% расходов – на зарплату и другие обязательные статьи. Но 34% (или 1,2 миллиарда рублей) – на развитие. Немалые деньги.


– Немалые, но на многое не хватает. Я знаю, что перед составлением бюджета финансовая служба собирает со всех подразделений администрации полный список необходимых расходов, всех «хотелок», так сказать. Насколько реальный бюджет отличается от желаемого?


– По оценке руководителей структурных подразделений, нам необходимо сегодня 1,4 миллиарда рублей плюсом к тем расходам, что уже учтены в бюджете. Превышение примерно в два раза, как видите. Все хотят сделать много и сейчас, но не могут, так как нужно жить по карману.


– Кстати, некоторые депутаты на комитетах обвинили администрацию, что она планирует расходы нерационально. Есть контракты, которые заключаются как бы в кредит: на дворы и дороги, к примеру, заложен миллион, остальные отнесли к расходам будущего года. Финансовые обязательства по контрактам на следующий год, которые уже набрала администрация, тянут на 200 миллионов. Не получится ли так, что мы слишком сильно залезем в еще не существующий завтрашний карман?


– Такая практика действительно существует. Мы пользовались ею и в прошлом году. Например, при строительстве дороги к промпарку «Дзержинск-Восточный».  Это выгодно. По сути, мы кредитуем бюджет за счет подрядчиков. Но, во-первых, подрядчики сознательно идут на это, во-вторых, мы как финансисты все-таки стараемся сдерживать желания и порывы структурных подразделений администрации мэрии.


– В последнее время, вследствие налоговой политики государства, сильно снижаются поступления от бизнеса. В Дзержинске такая проблема есть?


– Да, в процентном соотношении поступления снижаются. В 2013 году бюджет недополучил около 12 миллионов рублей налогов от малого и среднего бизнеса от той суммы, которая была запланирована. Уровень зарплат в этой сфере растет очень медленно. Соответственно, медленнее, чем хотелось бы, растет и налогооблагаемая база. Так что сегодня мы в основном рассчитываем на привлечение новых инвесторов и открытие новых предприятий, чем на дополнительные доходы от существующих.


– Какие средства в 2014 году заложены на финансирование органов местного самоуправления? Помнится, было время, когда Дзержинск ругали за превышение…


– Сегодня у нас все в пределах норматива, согласованного с региональным Министерством финансов.


– Но повышение зарплаты чиновникам в этом году запланировано?


– Да, в соответствии с законом, осенью 2014 года –  на 7 процентов.


– В последнее время очень частыми стали изменения в бюджет, они случаются чуть не каждый месяц. Почему так происходит? Как вы оцениваете эту практику?


– Действительно, изменений вносится много. В 2013 году их было девять. И эта практика носит скорее позитивный, чем негативный характер. При проведении конкурсов в течение года складывается определенная экономия бюджетных средств. В прошлом году она была существенная – почти 590 миллионов рублей. А изменения помогли перераспределить эти средства и направить их на реализацию различных городских программ.


– Ольга Владиславовна, на федеральном уровне звучат призывы и инициативы повысить самостоятельность и ответственность муниципалитетов. Какова ваша точка зрения на этот счет?


– Хорошо быть самостоятельными, если для этого есть финансы. Позволю себе немного критики. Законодатель, на мой взгляд, не совсем правильно распределяет полномочия и нормативы отчислений.


К примеру, у нас забирают финансирование зарплаты работникам детских дошкольных учреждений, но оставляют на нашей совести ремонты их ветшающих зданий, крыш и труб. По школам та же картина.


Мы готовы быть самостоятельными. Но для этого в городе нужно было бы оставлять, например, весь НДФЛ, что собираем, или налог на имущество, на землю.


– Вы запланировали значительное увеличение доходов уже в феврале. Откуда возьмутся эти 200 миллионов рублей?


– В основном за счет неналоговых поступлений. Внесены изменения в муниципальную программу приватизации, куда включены несколько новых объектов, в частности – муниципальные котельные, которые ныне находятся в аренде у ОАО «НТЭК».


– Какие крупные объекты будет финансировать бюджет в этом году?


– Я бы сказала, что вопрос немного не по адресу, но, вкратце, мы будем финансировать ремонты спортивных сооружений, ремонт дорог (на 112 миллионов рублей) и дворов (пока на 50 миллионов рублей), учреждений культуры – ДКХ, ДДТ, кукольного театра. Будем достраивать детский сад на набережной.


– Кстати, о нем. Видимо, в этом году детский сад достроить не удастся? В бюджете на него заложено 26 миллионов рублей из необходимых для завершения строительства 62-х.


– Мы сейчас стараемся войти в областную программу. Если получится, то достроим уже в 2014 году.


– Но некоторые предполагаемые бюджетные расходы вызывают сомнения. Например,  выделение дополнительных 30 миллионов рублей к уже выделенным 12-ти на профессиональный клуб «Химик», средства на строительство храмов, работу местных совхозов, у которых огурцы вдвое дороже импортных? Бюджетный кодекс это позволяет?


– Личных оценок давать не хочу. Решать будут депутаты. От себя могу сказать, что  такая практика существует везде. Финансирование законно.

Поскольку осуществляется через целевые программы.


– Спасибо за интервью.


Елена Бахтина