Этот праздник есть типичный пример того, как его учредители замышляли одно, а получилось нечто совсем иное. В 1910 году на второй международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать 8 марта как День международной солидарности женщин в борьбе за социальное и политическое равноправие. Впервые его в таком качестве отпраздновали в 1911 году в Дании, Германии, Австрии и Швейцарии. В России его в первый раз отметили в 1913 году.

 

Весна – живущего начало, карт.
Любовь навечно повенчала
Людей в раю.
Наверно – в Март.

Итак, задуман этот праздник (даже не праздник, а памятный день) был с явно политической целью, имел отчетливо-красный оттенок и находился в прямой связи с мировым социалистическим движением. Не прошло, однако, и 50 лет, как в России праздник 8 Марта превратился в День почитания женщины. Женщины вообще – пожилой и юной, городской и деревенской, образованной и не очень, придерживающейся каких-нибудь политических взглядов и аполитичной, министра и доярки. Короче – женщины, и все тут. Если тогда, на конгрессе в Копенгагене, приходилось доказывать миру, что женщина – тоже человек, то сегодня уже ни у кого не остается сомнения, что женщина может все. Даже не так: ЖЕНЩИНА – ЭТО ВСЕ.

Так задумано.
И мир давно несет
Сей устав – еще, видать, от Ноя:
Женщина на свете может все,
А мужчина – только остальное…

Доказывать эту истину нет смысла – она очевидна. Приводить здесь имена великих женщин – бесполезное дело. Уже одно то, что сделала Советская Женщина во время Великой Отечественной войны, вызывает глубочайшее уважение.


Конечно, популярности этого праздника способствует то обстоятельство, что он выпадает на март. Этот первый месяц весны, накануне весеннего равноденствия, когда пробуждается природа к любви и возрождению после зимней спячки, когда расцветают прекрасные женские лица, когда появляются первые цветы, более всего располагает выразить наше восхищение женщиной. И именно в марте (воистину ничто не ново под луной) в древнем Риме праздновался День женщины. Назывался он Матроналии.


В этот день римские матроны (так назывались замужние свободнорожденные женщины) получали подарки от своих мужей и братьев и были окружены любовью и вниманием. Подарки (разумеется, менее ценные) получали и рабыни. Последние вообще в этот день освобождались от своих обязанностей. Праздник проходил на женской половине дома и не только. Облаченные в свои лучшие одежды, с венками из живых цветов на голове римлянки стекались в Круглый храм богини Весты – хранительницы домашнего очага и покровительницы женщин. Мужчины в этот день были предупредительны и почтительны до неузнаваемости. Вам это ничего не напоминает?


Здесь, пожалуй, будет уместно отметить, что римская «матрона» и наша «Матрена» – по сути, одно и то же. Просто непонятно, почему это гордое звание римской женщины, перекочевав в Россию уже русским именем, стало синонимом «простушки», «деревенщины». Так что, уважаемые Матрены, не смущайтесь и помните о высоком звании, каким когда-то в Риме было ваше имя. Вспомните также героиню солженицынского рассказа «Матренин двор», и у вас появится заслуженное уважение к себе и своему имени.


Итак, 8 Марта – женский праздник. Мужчины сходят с ума и сметают с полок магазинов все, что увидят. Как всегда, при этом они испытывают дефицит вкуса, такта и воображения. Бабушки и внучки, жены и невесты, школьницы и депутатки, блондинки и брюнетки, шатенки и рыжие – сегодня все вы объект всеобщего почитания. Вы это заслужили. И не только раз в году. И нет нам никакого дела до того, российский этот праздник или международный, социалистический или с другим оттенком. Он просто НАШ праздник – и все тут.

 

Исаак Фельдштейн