Хотите верьте, хотите нет, но безработицы в России сегодня почти что нет. По официальным данным, ее уровень по стране в прошлом году составил 1,9%. В Нижегородской области он не дотягивает сегодня даже до одного процента и составляет 0,49%, в Дзержинске и того меньше – всего 0,40%.

 

Но это, судя по всему, касается только безработицы регистрируемой. Реальные цифры, думается, гораздо больше. По данным Минэкономразвития России, например, уровень безработицы в прошлом году достиг 5,9%. Во всяком случае, именно на такие цифры ссылаются разработчики госпрограммы «Содействие занятости населения на 2013-2020 годы».


Поговорить о том, что ждет безработных в связи с вновь утвержденной госпрограммой (кроме обещанного увеличения пособия до прожиточного минимума к 2016 году), мы и намеревались с директором Центра занятости населения Дзержинска Сергеем Ворониным. Однако, признаюсь сразу, разговора о перспективах не получилось… О программе в дзержинском Центре занятости, по словам его руководителя, знают, но пока расшифровок по документу «не спускали»…


Всем нуждающимся


Как рассказал «ДВ» бывший руководитель Центра занятости Геннадий Зорин, который сегодня на общественных началах помогает директору ЦЗН, главная обязанность службы занятости как государственного учреждения вовсе не выплата пособий. Основная задача – предоставлять рабочие места всем нуждающимся в них. В первую очередь тем, кто оказался не востребован на рынке труда из-за своей неконкурентоспособности. Их нужно сделать востребованными и только после этого выпускать «в большую жизнь» – устроить на работу. Что и делает, по словам Геннадия Тимофеевича, Центр занятости сегодня.


По словам Сергея Воронина, всего с начала года в ЦЗН «за получением государственной услуги» обратились 1975 человек. В это число входят те, кто надеялся найти работу (1208 чел.) или зашел проконсультироваться – таких насчитали 767. Кстати, последние обычно и не ждут от Центра занятости материальной поддержки, приходят, как правило, только за информацией. А дальше вновь отправляются в свободное плавание по рынку труда…


На поддержку же со стороны государства, в частности, выплату пособия по безработице, как известно, могут рассчитывать только вставшие на учет граждане, официально признанные безработными. Сегодня, по данным Центра занятости, их в нашем городе 544 человека. Причем в большинстве это женщины (328 чел.) и молодежь 16-29 лет (111 чел.).


Считается, что это люди, которые не прочь повысить свою конкурентоспособность – например, подучиться, поднять квалификацию.

Однако, как показывает практика, профобучение, переподготовка кадров, которые организует Центр занятости для своих подопечных, для безработного, чаще всего, вынужденная мера. Они соглашаются на «всеобуч», чтобы сохранить за собой право на матподдержку в виде стипендии, пусть даже мизерной, приравненной к пособию. В то же время, судя по отчетности, тех безработных, которые прошли профобучение благодаря дзержинскому Центру занятости, не так уж и много. За три отчетных месяца этого года на профобучение было направлено 20 человек.

 

Трудоустроились же в итоге и того меньше – всего 10. При этом из 544 человек, вставших на учет вначале года, найти подходящее место работы удалось 171…

О господдержке, как она есть


Размер минимального и максимального пособия по безработице у нас ежегодно устанавливается правительством РФ. Однако который год оно в нашей стране не меняется. «Минималка» – 850 рублей, максимум, чем готово поддержать безработного государство, – 4900. По закону, выплачиваемое безработному пособие должно зависеть от «белой» зарплаты. От того, какая сумма будет фигурировать в справке о доходах, выданной по последнему месту работы, на котором, к слову, нужно проработать не меньше 26 недель (полгода). Тогда, по идее, первые три месяца пособие должно составлять 75% от среднего заработка за последние три месяца, в следующие четыре месяца – 60%, в остальные месяцы – 45%. Такая выплата производится в течение первого года официальной «безработности».


На деле же, каким бы большим ни был ваш официальный доход до увольнения, пособие не превысит 4900 рублей. Честно и по закону получится только в том случае, если ваш официальный доход равнялся… 6533 рублям – то есть был меньше даже прожиточного минимума. Тогда 75%,
которые гарантирует закон, как раз будут равняться заветной сумме в 4900 рублей. Кстати, если вы попали под сокращение, встать на учет после увольнения необходимо в течение 2-х недель. В противном случае и этих денег вам не видать – будете получать все ту же «минимал-ку» в 850 рублей. Остальным дается на «раскачку» 26 недель.


Таковы коллизии российского законодательства. С одной стороны, закон «гарантирует» получение социального пособия в процентах от среднего заработка, с другой – устанавливает потолок, дальше которого «прыгнуть» не дадут. Есть и еще одно дополнение. По окончании первого года вынужденного тунеядства в последующие 12 месяцев вы будете получать «минималку». То есть 850 рублей. Не слишком ли «жирно»?! К тому же даже этот скромный размер пособия у нас годами не изменяется, при том что официальный уровень инфляции составляет 5-6% в год (а фактически он может быть заметно выше).

Платят мало, потому что …


Суммы, которые выплачиваются сегодня безработным, действительно небольшие, если не сказать мизерные, соглашаются мои собеседники. Однако и этому чиновники склонны находить оправдание. Суть маленького размера пособия заключается в том, чтобы побудить безработного интенсивнее искать работу, прилагать максимум усилий. Хочешь получать нормальные деньги – работай. Негде – ищи. Платят мало безработным для того, чтобы они были заинтересованы найти работу и у них не возникало желания «сидеть» на пособии. Такой вот урок от государства, которое, очевидно, полагает, что быть безработным выгодно.


О намерении бороться с так называемыми «профессиональными безработными», которым «нравится» жить на пособие по безработице, в нашей стране начали заговаривать еще года два назад. Тогда Минтруда был поражен статистикой, узнав, что количество вакансий в стране сегодня в полтора раза превышает число безработных!


И сделал «удобный» для себя вывод: значит, граждане предпочитают сидеть без дела, получая социальные выплаты, а не работать за чуть большие деньги. С подобным социальным иждивенством чиновники намеревались покончить уже в 2013 году. Планировали разработать законопроект, который изменил бы механизм выплат пособий по безработице… Правда, до дела тогда так и не дошло.


Да и так ли уж в действительности много желающих «поживиться» за государственный счет? Статистика говорит, что нет.


Причин этому несколько. Во-первых, сумма соцподдержки погоды для семейного бюджета не делает. А во-вторых, люди, которые имели более или менее квалифицированную работу и потеряли ее, не верят в то, что служба занятости сможет чем-то помочь. Во всяком случае, среди моих знакомых, например, нет ни одного, кому удалось бы найти работу при помощи Центра занятости. Не в обиду работникам центра. Личные, родственные связи – 40-50% всего трудоустройства, соглашается и Геннадий Зорин.


И проблема не в том, что люди  «не хотят» работать. Большинство тех, кто оказывался в такой ситуации, знают – трудно найти работу за зарплату, позволяющую нормально существовать. Но после двух отказов от предлагаемых вариантов выплата пособия приостанавливается, а в определенных случаях и прекращается. Выходит, отказываться от предлагаемого места работы ищущий ее фактически не имеет права. Его вынуждают брать, что дают?


Что касается вакансий, то сегодня их на рынке труда, судя по отчетам ЦЗН, 3012 – ровно столько зарегистрировано за первые три месяца текущего года. Официально число вакансий почти в шесть раз превышает число зарегистрированных безработных. В действительности, считает Геннадий Зорин, и вакансий, и безработных гораздо больше. Получается, что те, кто хочет найти нормальную работу, ищут ее через знакомых. Да и работодатели в надежде найти хорошего работника поступают так же.


Выходит, что единственная помощь, которую центр может оказать безработному, – это поддержать его материально? Пока тот самостоятельно ищет работу. Осталось только дождаться, что государство приравняет размер пособия хотя бы к прожиточному минимуму. И не ужесточит в связи с этим механизм получения этой выплаты, осуществив свой давний замысел.

Елена Богомазова