Дзержинское время

Каким, как вам кажется, может быть цветочный магазин? Я не имею в виду внутреннее убранство. По размерам? Обычно в нашем городе для цветочного отдела в магазине хватает 10-15 метров. А если взять «квадратов» этак 100, то это уже будет настоящий, большой, по «цветочным» меркам, «супермаркет». Хотя тут, конечно, все зависит от амбиций предпринимателя. У нас они, как известно, мелочиться не любят.


Тем более что в Дзержинске созданы все условия, чтобы крупные предприниматели могли реализовать свои самые безудержные архитектурные фантазии. И если бы местным властям вздумалось вдруг продать Дзержинск, скажем, на ярмарке, таким мог быть их рекламный слоган. Наверняка от желающих не было бы отбоя. Однако на ярмарках и базарах городами не торгуют. А вот распродать город, устроив «sale» для «избранных», – это запросто… Что, собственно, сегодня и происходит в Дзержинске.


 

Такая вот «реконструкция»…

«Реконструкция» магазина «На тот большак» на ул. Свердлова, который в народе называют просто «сорок первым», началась почти четыре года назад. Без объявления «войны» ближайшим своим соседям – жителям домов 74 и 76 по улице Свердлова, хозяйка магазина взялась за «расчистку» территории. Перво-наперво убрала мешающие «реконструкции» деревья и кусты, потом уже «очищенный» участок огородила жестяным забором… Советоваться с соседями, которым затея эта сразу не понравилась, конечно, не стала. И даже за разрешением «на снос зеленых насаждений и проведение земельных работ», судя по всему, в администрацию не обращалась. По крайней мере, в управлении благоустройства «свердловчанам», живущим по соседству с «41-м», сообщили, что подобного разрешения управлением не выдавалось. На руках у Марины Петровны Семенец к тому моменту уже был договор аренды, заключенный с городским КУМИ, подписанный его председателем господином Слизовым. То есть, надо полагать, получив участок в аренду, предпринимательница решила, что отныне вольна делать на нем, что угодно…


Согласно документу, земельный участок площадью 909 кв. м предоставлялся Марине Петровне в аренду с целью «реконструкции магазина со строительством пристроя». О каком «пристрое» на самом деле мечтала Марина Петровна, жители узнают много позже, когда под их окнами вырастет громада, раза в 3-4 больше самого «Большака»… А тогда их «успокоили», сказав, что за забором строится… цветочный магазин.


Кстати, вернемся к договору аренды. Один из его пунктов все-таки обязывает арендатора «получить в уполномоченных органах разрешение в случае, если проектной документацией предусматривается уничтожение зеленых насаждений, произрастающих на территории а рендуемого участка». И тут одно из двух. Либо в Дзержинске нет этих самых «органов». Либо они есть, но почему-то не срабатывают – не могут или не хотят?..


Вскоре, правда, Семенец передумала и реконструировать, и пристраивать. Чего мелочиться? В июне того же 2010 года предпринимательница и КУМИ заключили дополнительное соглашение к договору, выданному ей в апреле. В новом документе речь идет уже о «строительстве здания магазина». Однако о том, что здание будет гораздо больше заявленного изначально метража, в документе почему-то нет ни слова. Молчат об этом и другие бумаги: постановление о выдаче разрешения на строительство одноэтажного (между прочим) магазина, подписанное в июле того же года мэром Виктором Портновым, и, собственно, само разрешение за подписью главного «зодчего» Дзержинска Андрея Дементьева.

Однако правдоискатели наши и сегодня рук не опускают. Потому что не верят, что беззастенчивая ложь может остаться безнаказанной. Поэтому историю эту недорассказать нельзя.


Вскоре после того, как рядом с сорок первым началось строительство, жильцы обратились за разъяснениями к начальнику управления архитектуры и градостроительства. Да-да, к тому самому Дементьеву. А что мог ответить начальник управления, если разрешение подписано не только им, но и, в первую очередь, мэром, то есть его непосредственным руководителем? Конечно, только отказать в разбирательстве. Но, разумеется, под благовидным предлогом. В данном случае Андрей Иванович сослался на Градостроительный кодекс РФ, на 51-ю его статью. Мол, заявителем, то есть Мариной Петровной Семенец, представлены все необходимые документы и больше требовать с нее «законом не допускается». Разумеется, документы вышеназванным активистам никто и не думал показывать.

И есть ли они на самом деле, нет ли их, и жители Свердлова, и мы с вами можем только догадываться…


«Следовательно, – резюмировал Андрей Иванович, – не допускается требовать согласие жителей ваших домов». В общем, вас, мол, только не спросили! Кстати, тот факт, что «администрация Дзержинска действовала в полном соответствии с действующим градостроительным законодательством», подтвердили и в Департаменте градостроительного развития территории Нижегородской области, куда в 2010 году обратились жители. Но ведь с тех пор четыре года прошло. Здание, на которое выдавала разрешение администрация, сильно видоизменилось. Может, департаменту стоит наведать Дзержинск еще раз?..


 

«Неподнадзорны»

Кажется, весь 2010 год жители улицы Свердлова провели за перепиской. Правда, тогда, четыре года назад, они еще не знали, каких высот достигнет их новый «сосед». Их волновало, что двор, в котором они живут, по прихоти предпринимательницы, лишился зеленых насаждений, а их микрорайону и так не хватает… Беспокоил шум и грязь, которые неслись со стройплощадки, мешая просто нормально жить… «Мы уже устали от разъездов строительной техники, перекрывающей движение на узком дворовом проезде, от лая сторожевой собаки, устали лицезреть забор, который стоит рядом с окнами… А самое главное – устали от равнодушия, безразличия со стороны органов местного самоуправления…» – каждое письмо – крик души, откликнуться на который так никто и не сподобился.


Администрация, дзержинский городской отдел государственного экологического контроля, прокуратура, областная инспекция административно-технического надзора, Департамент градостроительного развития территории… Без ответа письма жителей они, конечно, не оставили. Но каждый был похож на предыдущий – «нарушения не выявлены», «неподнадзорны», «не входит в компетенцию»…


 

Обещали «цветочки» – получились «ягодки»

Наверное, на этом можно было бы поставить точку. А жителям успокоиться. Ведь как-никак все документальные формальности предпринимательницей были соблюдены. Самовольной или незаконной постройку вроде бы не назовешь. Разрешение от администрации Семенец получила. Мало того, все до единой надзорные структуры, в которые обращались жители улицы Свердлова, заняли сторону предпринимательницы…


Добиться правды «бунтарям» со Свердлова, 74 и 76 за это время так и не удалось. Строительство под их окнами практически подошло к концу… «Цветочный магазин» за четыре года, с разрешения администрация, превратился, если верить документам, в «объект культурного и обслуживающего назначения». И представляет собой «двухэтажное здание общей площадью 1311 кв.м». Те, кто видел этот «цветочный магазин», подтвердят – этажей в нем больше. Но, вероятно, специально для них, тех, кто сомневается в этажности, все, что выше второго этажа, назвали «техническим помещением» высотой 1,8 метра, которое, по документам, «этажом не является».


«Сегодня, по сути, это полноценное трехэтажное здание. Причем «Большак» и его «пристрой» – два сращенных между собой здания, – рассказал нам один из самых активных борцов, попросивший не называть его имени. – Хотя областная инспекция государственного строительного надзора почему-то пишет нам, что они расположены рядом и не имеют общих стен. Это не так. Пусть приедут – посмотрят своими глазами. Раньше в том месте, где теперь стены прилегают друг к другу, была дорога – теперь ее нет. К 76-му дому можно было подъехать с двух сторон, теперь только с одной…». Но и это, вопреки здравому смыслу, оказывается законно…

 


 

Мария Пуговкина