На прошлой неделе президент России внес в Госдуму законопроект, упрощающий увольнение мэров. Их судьбу в скором времени будут решать губернаторы и местные депутаты. Инициатива главы страны не стала неожиданностью, так как многие из последних президентских поправок в законодательство были оглашены в ходе послания Федеральному Собранию 5 ноября. Недавно в «Российской газете» был опубликован текст «скорректированной» Конституции, а вот теперь пришла очередь нового порядка отрешения мэров от власти. Президент предложил депутатам ввести новое понятие «удаление в отставку» в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». До этого здесь фигурировали термины «отзыв» и «отрешение». В последнем случае лишить мэра кресла мог губернатор на основании решения суда, признавшего градоначальника виновным в нарушении законодательства, а в первом – избиратели в случае преобразования муниципального образования или после признания судом мэра неспособным осуществлять полномочия по состоянию здоровья. Спору нет, объективный контроль за местными властителями должен быть. По оценке члена Общественной палаты России Вячеслава Глазычева, которого цитируют «Ведомости», в 2008 году более 80 мэров(!) российских городов были привлечены к уголовной ответственности, некоторые до сих пор находятся в розыске, а другие ушли в отставку под давлением следствия. Чего тут говорить, «уволить» местного главу до сих пор было проблематично, что совсем недавно доказали наши земляки из города Кулебаки. Здесь градоначальник не появлялся на работе долгие месяцы, но лишить поста избранного руководителя города никто не решался – судебные слушания начались лишь в конце января. Теперь же, по задумке президента, оснований для отрешения от власти станет больше. Губернатор сможет сделать это за неисполнение мэром от трех месяцев и более полномочий местного и государственного значения, а также нарушения, за которые по прежнему закону временно вводили внешнее управление (большая просроченная задолженность муниципального бюджета, нецелевое расходование средств, установленное судом нарушение федерального законодательства). Освободить мэра от груза ответственности в скором времени (в том, что законопроект будет поддержан Госдумой, даже сомневаться не приходится) сможет и городской парламент двумя третями голосов – по инициативе трети депутатов или губернатора. В общем, с одной стороны, нерадивого мэра можно будет без особых проблем лишить полномочий, а с другой… Похоже, вертикаль российской власти становится всеобъемлющей. До сих пор в верхах обсуждали отмену выборов мэров вовсе, но на такой шаг руководство страны, видимо, не решилось, чтоб не навлечь на себя очередную волну критики со стороны мировой общественности и местных либералов. Самобытная демократия должна все-таки сохранять внешние признаки оной. Именно поэтому, наверное, новый президент решил пойти другим путем, накинув поверх мэрских галстуков законодательные ошейники. Соль в том, что нынче исполнение государственных и местных полномочий при повсеместной дефицитности муниципальных бюджетов без региональных субвенций весьма и весьма проблематично. А выводы из подобного положения дел напрашиваются сами собой. Поправки в законодательство дадут в руки губернаторам весьма и весьма крепкий финансово-законодательный рычаг для увольнения несговорчивых градоначальников. Да и партийное давление на последних также увеличится. Большинство местных парламентов практически полностью под контролем известно какой партии. Хочешь не хочешь – придется договариваться… (полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 5 февраля 2009 года)
Сергей КУЛАКОВ