Дзержинское время

Больше года назад Дзержинский городской суд запретил эксплуатацию причала для выгрузки соли в поселке Дачный из-за его плохого технического состояния. Однако, несмотря на угрозу разрушения, владелец строений продолжает их использовать. Экологи бьют тревогу, Нижегородская транспортная прокуратура подготовила иск к собственнику причала, а соль продолжают складировать и разгребать на аварийном причале…
А соль и ныне там
В этом мы смогли убедиться лично, побывав на причале на прошлой неделе и обнаружив там огромную гору соли, по вершине которой деловито сновали несколько тракторов, то ли сгребая, то ли разгребая бело-серую массу.
За несколько недель до нас на этом месте побывала комиссия общественной экологической организации по защите окружающей среды «Общественный экологический контроль России». Она также обнаружила, что причал, который, по идее, должен быть закрыт, вовсю работает. После этого 9 июля в Нижнем Новгороде была собрана пресс-конференция, на которой экологи и специалисты ООО «Нижегородстройдиагностика», которые год назад проводили обследование причала, поведали журналистам суть проблемы.
Итак, впервые заявка на проверку технического состояния причала в поселке Дачный в «Нижегородстройдиагностику» поступила еще в мае 2012 года. По словам генерального директора организации Александра Красавина, в итоге обследования причал был признан аварийным: «Согласно заключению экспертов, износ основных несущих конструкций составлял 50 процентов. Трещины площадки, на которой выгружалась соль, – сквозные. Металлические конструкции имели большой процент коррозии. При разгрузке соли на причал в любой момент могло произойти разрушение конструкции». С такими вот данными эксперты обратились в Нижегородскую транспортную прокуратуру. Дело было передано в Дзержинский городской суд, который 24 июня 2013 года вынес решение о запрете эксплуатации причала.
Сейчас Нижегородская транспортная прокуратура готовится предъявить иск собственнику причала, который продолжает его использовать, а дзержинские экологи направили обращения с требованием разобраться в ситуации в Приволжскую транспортную прокуратуру, ГИМС Нижегородской области, Управление Росприроднадзора по Нижегородской области, Управление Роспотребнадзора по Нижегородской области, а также администрацию города Дзержинска. Чей туфля?
На момент прошлогодних проверок и судебных разбирательств соляная пристань принадлежала ОАО «СИБУР-Нефтехим».
Но в конце прошлого года предприятие продало тамошние сооружения транспортной компании ООО «Нижний Новгород Авто». Когда-то в далеком 2009 году ООО-шка была образована на базе автотранспортного подразделения «Сибур-Нефтехима», однако сейчас, как уверяют ее руководители, представляет собой абсолютно самостоятельное предприятие.
Сегодня даже узкоколейка, которая вела от причала к сибуровскому заводу «Капролактам», разобрана.
Откуда же такой интерес экологов и надзорных органов к «захудалой» пристани и обычной транспортной фирме?
Решение этой загадки, видимо, лежит за несколько десятков километров от Дзержинска – в городе Кстово, где на финишную прямую выходит «стройка века» регионального значения. Уже в сентябре здесь должно быть запущено производство ООО «РусВинил» – совместного предприятия «СИБУР-Не-фтехима» и бельгийской компании «SolVin». Завод будет специализироваться на выпуске поливинил-хлорида (ПВХ). Одним из главных компонентов для его производства является именно каменная соль. А значит, нужно понимать, что потребность предприятия в этом сырье будет огромная, и поставки его должны быть бесперебойными.
Слух о том, что именно через дзержинский поселок пойдет огромный поток соли на кстовское производство и взбудоражил общественность. Речь ведь идет не о килограммах, а тоннах вещества. Правда, представители «РусВинила» слух этот опровергли. По словам менеджера по коммуникациям завода Светланы Петрунь, потребность предприятия в соли после выхода на плановую мощность действительно будет немалой – 1000 тонн в день. Однако основной ее объем будет поступать из Белоруссии по железной дороге. При этом Светлана подтвердила, что определенные договоренности с ТК «НН Авто» о хранении и транспортировке соли через причал в Дачном у «РусВинила» имеются, но «объемы поставок соли, которые планируется осуществлять через порт в поселке Дачный, будут определяться в зависимости от выбранных логистических маршрутов и поставщиков». Получается, что речь о дзержинском причале идет все-таки как о резервном пункте переправки соли.
Ведь трудно представить себе, чтобы за два месяца до пуска крупнейшего производства его руководители окончательно не определились с поставщиками основного сырья и с этими самыми логистическими маршрутами. Суды судами, а мы инвестируем
Связались мы и с нынешним владельцем причальных сооружений. По словам генерального директора ТК ООО «НН Авто» Марины Усковой, никаких ограничений по деятельности со стороны государственных органов не поступало, отбора проб воды реки Ока регулирующими органами не проводилось. Мало того, Марина Игоревна сообщила, что ее компания уже вложила в обновление причала более 40 млн рублей: «Инвестиции были направлены, в частности, на отсыпку и укрепление грунта, подъездных дорог, ремонт кранов, замену двигателей, приобретение техники для рыхления и складирования соли, работы по замене силовых электрокабелей, на водолазное обследование и другие мероприятия».
Она также подчеркнула: «Хранение соли осуществляется в соответствии с регламентирующими нормативными актами.
Площадка для хранения полностью забетонирована и оснащена специальными устройствами для сбора рассола, образующегося после выпадения осадков и таяния снега в зимний период. Чтобы соляной раствор не попадал в землю или реку, его собирают в накопительные емкости с последующим вывозом рассола с территории порта силами специализированной организации».
Интересно, почему тогда представителей транспортной компании не было (или их не пригласили) на пресс-конференции 9 июля? Ведь если бы эта информация прозвучала, возможно, у экологов стало бы чуть меньше вопросов.
Кстати, «Нижегородстройпроект», по просьбе ТК «НН Авто», рассчитал примерную стоимость реконструкции соляного причала в Дачном – сумма колеблется от 240 до 280 млн рублей. Потянет ли ее транспортная компания – большой вопрос. «Белый яд»
Дзержинские защитники природы тем временем все равно не на шутку встревожены, ведь эксплуатация неисправного причала может привести к экологической катастрофе на Оке. По словам Владимира Орехова, исполнительного директора дзержинской экологической некоммерческой организации «Вьюница», соль вовсе не так безобидна, как кажется. Попадая в  воду и почву в большом количестве, она может наделать много бед: «Сейчас даже дороги зимой стараются больше не посыпать солью, потому что от нее чахнут деревья, отравляется земля. Рыба пресных водоемов очень остро реагирует на присутствие соли в воде. Для нее большая концентрация соли просто губительна».
Владимир Федорович также подчеркнул, что, в случае большого разлива соляного раствора, особенно пострадают нижегородцы, ведь водозаборы, откуда вода идет в дома жителей приволжской столицы, расположены ниже по течению. И в них неизбежно попадет все, что сливается непосредственно в Оку в районе Дзержинска.
Соседей жалко, но еще больше душа болит у эколога все-таки за земляков, а именно за жителей поселка Дачный, который расположен буквально в 50 метрах от пристани. Во-первых, растворяясь во время дождей, соль попадает в почву и грунтовые воды, и происходит это, судя по всему, не один год. Во-вторых, огромные залежи вещества нужно как-то вывозить.
А путей транспортировки не так уж и много – либо через Дзержинск (ул. Речную, Попова и виадук), либо через поселки, расположенные вдоль Оки. А если причал действительно будет работать с большими объемами вещества, то через дзержинские населенные пункты ежедневно будут курсировать десятки фур, разбивая дороги, приспособленные для движения лишь легкового транспорта, и неизбежно просыпая по пути часть соли на дорожное полотно и обочины.
Выход, по мнению Владимира Орехова, только один – строить новые причалы или реконструировать старый, но на это потребуется несколько лет и большие вложения. В чем соль вопроса?
Вся эта история, возможно, не получила бы такого развития, если бы дзержинский соляной причал работал кое-как, отгружал мизерные объемы соли и вообще был бы на грани закрытия. Однако ситуация прямо противоположная. И даже если Дачный останется для «РусВинила» всего лишь запасным перевалочным пунктом для поставки соли, все равно его значение будет расти, тем более, если его все-таки приведут в надлежащее состояние. Один из собеседников «ДВ» предположил, что дзержинский соляной причал становится лакомым кусочком и на него уже положили глаз крупные нижегородские предприниматели. Они-то и «натравили» прокуратуру и экологов на нынешних хозяев, чтобы в дальнейшем прикарманить перспективный бизнес.
Есть предположение, что произошедший скандальчик – своеобразная месть ремонтной компании, которая не смогла заполучить крупный заказ на реконструкцию причала.
Существует даже политическая версия – мол, кто-то хочет немного подпортить радость от пуска крупнейшего производства в г. Кстово, которое, к слову, стало любимым детищем губернатора Валерия Шанцева и одним из главных козырей его предвыборной кампании.
В общем, догадки можно строить бесконечно. Как бы там ни было, главное, чего нам хочется, – чтобы в этой ситуации представители бизнеса начали считаться с интересами людей и законом. Для этого нужно сделать причал экологически безопасным и продумать такие пути транспортировки соли, которые устроили бы всех.
Марина Ипатова