Дзержинское время

С 11 августа в России существенно повысились требования к автошколам. Это связано с введением Министерством образования и науки России новых программ обучения будущих водителей. Цели нововведений ясны и объяснимы: повысить уровень подготовки автомобилистов и таким образом сделать дороги безопаснее. Но это в далекой перспективе. А в ближайшей – существенное повышение стоимости и времени обучения, а также вполне возможно закрытие небольших частных автошкол, которые не сумеют быстро приспособиться к новым условиям. Чего хотят от автошкол? Примерные программы обучения водителей были сформулированы еще в декабре прошлого года вслед за появлением в России новых категорий прав. Однако в Минюсте с минимальными изменениями они были зарегистрированы лишь в июле текущего года, а 11 августа вступили в силу. Ключевым отличием новых программ являются жесткие требования к материально-технической базе автошкол. Так, например, площадь автодрома, на котором будут тренироваться курсанты, должна составлять не менее 2400 кв. мет- ров. Сами школы должны быть, при необходимости, оборудованы лифтами, столовой, в них должны быть созданы все условия для обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Претерпели ряд изменений и учебные программы. В частности, с 50 до 56 часов увеличилось количество практических занятий, причем академический час был заменен астрономическим. Таким образом, начинающий водитель должен будет теперь провести за рулем учебной машины в 1,5 раза дольше, чем раньше. На 30 часов увеличился и теоретический курс. В учебную программу ввели но- вый предмет по психологии вождения (то есть автошкола должна найти еще одного нового педагога), а вот часов, посвященных оказанию первой медицинской помощи, стало немного меньше. Автошколы, которые планируют обучать водителей на новые категории прав (например, категорию «М»), должны будут раскошелиться на покупку новых мопедов, скутеров, шлемов и так далее. Незапланированный простой На сегодняшний день ни одна школа Нижегородской области не согласовала новые программы с ГИБДД, как того требует законодательство. В Дзержинске, по данным Госавтоинспекции, работают 16 автошкол, и все они с 11 августа временно приостановили набор учеников. Впрочем, такая же картина по всей стране. И дело вовсе не в том, что школы не могут создать ученикам все необходимые условия для обучения, а в том, что, по новым правилам, существенно изменились условия получения разрешения на работу. Раньше для этого было достаточно предоставить свои программы и документы в органы лицензирования, теперь же для подтверждения своей лицензии автошкола должна получить заключение специальной комиссии ГИБДД, которую та выдаст только после выездной проверки. А на это, как все прекрасно понимают, нужно время. С момента подачи заявки от автошколы специалисты Госавтоинспекции должны проверить ее в течение месяца. Однако подать документы на рассмотрение можно будет только тогда, когда школа будет на 100% соответствовать новым требованиям. Таким образом, сказать, сколько продлится «простой» дзержинских автошкол, сейчас сложно. Руководитель одной из них – Людмила Истомина – считает, что в лучшем случае прием новых курсантов начнется не раньше середины сентября и далеко не везде. Но между тем мы уже видели объявление о приеме курсантов с 27 августа. «В сложившихся условиях это невозможно, – уверил нас начальник экзаменационного отделения РЭО ГИБДД УМВД России по г. Дзержинску, майор полиции Сергей Балакин. – Возможно, речь идет о том, что школа собирает заявления от желающих проходить обучение, но начать занятия она не сможет, пока не получит заключение комиссии». По словам Сергея Борисовича, в дзержинской ГИБДД нет пока ни одного заявления на прохождение проверки. Выживает сильнейший Встает вопрос, а готовы ли вообще дзержинские автошколы к тотальной проверке? Всем ли она окажется по плечу? «В нашем городе, насколько я знаю, только одна школа практически готова к приему комиссии, – рассказала «ДВ» Людмила Истомина. – Еще двум-трем предстоит лишь внести некоторые незначительные коррективы. У остальных отклонения существенные. Из всех дзержинских автошкол только около половины имеют достаточную материально-техническую базу для работы в новых условиях. Что ждет остальных, большой вопрос.» Камнем преткновения, по мнению Людмилы Александровны, станут новые повышенные требования к автодрому: «Если он у автошколы собственный или арендованный, то его площадь должна быть не меньше 24 соток. Если автодром используется несколькими автошколами, то он должен иметь такую пропускную способность, чтобы все курсанты получили возможность заниматься на нем в полном объеме. Приведу, как пример, автошколу, расположенную в Володарске. Школа хорошая, готовит сильных водителей, но имеет автодром площадью всего 15 соток и расширить его некуда. Что делать в таких случаях? Только искать новую площадку, но это очень долго, а главное – дорого». Отсутствие подходящих автодромов уже поставило перед угрозой закрытия чуть ли не половину всех автошкол страны, особенно расположенных в больших городах, где лишней земли не найдешь, а спрос на их услуги огромен. Что касается Дзержинска, то повода для паники нет. В этом уверен, например, Сергей Балакин: «Если с введением новых требований с рынка в Дзержинске исчезнет ряд мелких автошкол, ничего страшного не произойдет. Для ГАИ даже лучше, если в городе останется несколько крупных автошкол с большим опытом работы, с хорошей репутацией, во главе которых стоят добросовестные руководители и которые, главное, выпускают хорошо подготовленных водителей. Такие школы в Дзержинске есть, и я знаю, что они начали готовиться к предстоящим изменениям заблаговременно. Поэтому у них больших проблем с получением положительного заключения, я думаю, не возникнет. Те же автошколы, где руководство к обучению будущих водителей относится без должной ответственности, просто не должны работать». Дефицита мест в автошколах, по мнению Сергея Борисовича, не будет, так как крупные автошколы имеют возможность расширяться. Кроме того, из-за увеличения стоимости обучения, количество желающих пройти его может снизиться. «Золотые» мои права По предварительным прогнозам, в связи с нововведениями цена услуг автошкол в ближайшее время увеличится на 20-30%. В Дзержинске повышение может быть еще больше. Дело в том, что из-за серьезной конкуренции все автошколы нашего города в последние годы были вынуждены сохранять минимальные цены на свои услуги, работая чуть ли не в убыток. Так, пройти обучение для получения прав самой распространенной категории «В» (легковой автомобиль) можно было всего за 15-17 тысяч рублей. Тогда как в Нижнем Новгороде, например, тот же самый курс уже давно обходился ученикам в 22-25 тысяч. Теперь же, по предварительным прогнозам, за право получить водительское удостоверение и в нашем городе, и в областном центре придется раскошелиться на 30-35 тысяч. «Я считаю такое повышение оправданным, – говорит Людмила Истомина. – Школы наконец получат возможность не просто кое-как выживать, а развиваться, вкладывать средства в переоснащение тех же автодромов, учебных классов, покупку новых автомобилей.» Станет ли это подорожание причиной уменьшения учеников? Возможно, в первое время да. Тем более что последние полгода автошколы были переполнены желающими получить права «по старым ценам». Вероятно, станет меньше людей, которые шли учиться на права «от нечего делать» или «пока есть возможность». Но поток людей, которым права необходимы, все равно не иссякнет. Что касается увеличения сроков обучения, то оно, по мнению Людмилы Истоминой, будет небольшим: «По старой программе срок обучения составлял примерно три месяца. С увеличением количества практических и теоретических занятий он будет составлять около четырех – четырех с половиной месяцев. Хотя, в принципе, и раньше, и сейчас время обучения курсантов зависит от возможностей и работоспособности самой школы. Можно ведь проводить одно теоретическое занятие в неделю, а можно три, предлагать учебную езду каждый день или два раза в неделю. Чем крупнее и опытнее автошкола, тем обучение проходит эффективнее и быстрее». В целом, все эксперты, высказывавшиеся по этой теме, оценивают изменения положительно. И сходятся во мнении, что в стране станет меньше «шарашкиных контор» под вывеской «Автошкола», а серьезные учреждения получат возможность развиваться. Да и будущие водители теперь получат максимум знаний и навыков перед тем, как выехать на большую дорогу. Единственное, на что сетуют автошколы, – это отсутствие хоть какого-то переходного периода, за который можно было бы подготовить нужные документы, не теряя при этом клиентов и деньги.

Марина Ипатова