О том, как дзержинские театралы любят оперетту, говорить не приходится. Эта ниша исторически в нашем городе остается незанятой, поэтому приезд на гастроли музыкального театра – настоящий праздник. Тем более что дзержинцы уже привыкли каждый сентябрь видеть на сцене Дзержинского театра драмы артистов Ивановского музыкального театра – творческий «союз» двух городов длится уже семь лет.
В этот раз «музыкальные» гости провели в нашем городе три дня – с 18 по 20 сентября. За это время они показали две классические оперетты Имре Кальмана «Сильва» и «Марица», а также одну из самых ярких премьер прошлого сезона – театральное ревю по мотивам бродвейских мюзиклов «Однажды в Чикаго». Специально для детей ивановцы приготовили добрую музыкальную историю – «Белоснежка» Эдуарда Колмановского. В антракте одного из спектаклей мы поговорили с главным режиссером театра Натальей Печерской.
– Наталья Владимировна, помните ли вы, с чего началась дружба Ивановского музыкального театра с дзержинским драматическим?
– Началась она еще до того, как я стала главным режиссером, поэтому сказать точно не могу. Знаю, что семь лет назад администрация нашего театра познакомилась с руководством вашего. Тогда же состоялись первые гастроли, потом был небольшой перерыв. Сейчас же поездки в Дзержинск перед началом творческого сезона для нас вошли в привычку, чему мы очень рады.
– Оркестр, актеры-вокалисты, хор, артисты балета… Вам, наверное, очень непросто собраться на гастроли с таким огромным коллективом. Я уж не говорю о декорациях и всевозможной технике, инструментах.
– Да, конечно. В этот раз, например, в Дзержинск с нами приехали 75 человек. А всего в труппе Ивановского театра около 200 артистов. Но тут нужно помнить, что и далеко не каждый театр способен принять в своих стенах такую гастролирующую группу. В этом плане Дзержинск и ваш драмтеатр для нас оказался прекрасным вариантом. В первую очередь из-за того, что здесь работают очень отзывчивые люди, которые делают все, чтобы наше пребывание было комфортным, чтобы работа шла без каких-либо накладок. Сотрудники различных цехов драмтеатра активно нам помогают при монтаже света, звука, установке декораций, хотя, в принципе, вовсе не обязаны этого делать.
Конечно, наша площадка отличается от вашей, она где-то в полтора раза больше. Поэтому нам приходится отказываться, например, от некоторых элементов декораций. Артистам тоже приходится немного перестраиваться. Но эти проблемы решаемы.
– Есть ли еще города и театры, с которыми у вас налажены такие же тесные связи?
– Пожалуй, нет. Несколько лет мы ездили в Тулу – там тоже очень симпатичный театр. Но в данный момент Дзержинск, наверное, наш главный партнер и друг. Мы чувствуем, что нас здесь любят, ждут, очень тепло встречают зрители.
– Среди спектаклей вашего театра много классических оперетт. А на ваш взгляд, насколько современен, интересен сейчас классический репертуар?
– Во многом это зависит от взгляда постановочной группы на материал. Сейчас в мире очень распространено осовременивание, перенос действия в наши дни, но главной все равно остается сама история. Особенно это касается музыкального театра, ведь музыка говорит на своем особом языке, который понятен всем. Если она трогает, то она трогает и сегодня, будет трогать и много лет спустя. А истории-то все про любовь, про сильные чувства.
Вообще, мне кажется, основой репертуара любого успешного театра должны быть все-таки современные пьесы. У музыкального театра в этом плане все немного сложней – мы ищем «золотую» середину, чтобы и пьеса была хорошей, и музыка. А обычно либо музыка хорошая, пьеса плохая, либо наоборот.
– А как в таком случае у вас строятся отношения с молодым зрителем? Я имею в виду не детей – для них у любого театра в репертуаре всегда есть несколько спектаклей, а поколение 20-30-летних.
– Хороший вопрос. Дело в том, что в этом сезоне мы на этот счет сильно задумались. В нашем репертуаре хорошо с классикой, есть замечательные детские сказки. Но однозначно нехватка спектаклей для зрителей молодого поколения. Поэтому будем что-то менять, чтобы их привлечь. Мне кажется, очень многое зависит от того, кто на сцене. Здесь должны быть ровесники. Во-вторых, мало качественного современного музыкального материала – его поиском мы в настоящий момент и занимаемся. И надо сказать, кое-что интересное мы уже нашли, что именно, пока озвучивать не буду, так как сейчас все на стадии обсуждения. В любом случае, это важная тема и мы будем ею заниматься. Между прочим, во всем мире, по статистике, оказывается, что главные потребители искусств – это как раз 20-30-летние. Но в нашей стране, я считаю, в театры ходит слишком мало молодежи.
– А как вы, будучи главным режиссером музыкального театра, относитесь к творческим экспериментам?
– Очень хорошо, но сейчас эксперименты – удовольствие весьма дорогое. Я в свое время бралась за постановку рок-оперы, работала с рок-группой в Иркутске и, надо сказать, эту постановку очень хорошо посещала молодежь. И мне это интересно. Но тут все упирается в финансовый вопрос: нужно найти музыкантов, которые будут это играть, им нужно платить зарплату, покупать инструменты. В конце концов, нужно приобрести материал – закон об авторских правах сейчас соблюдается очень хорошо.
– Я знаю, что в этом году у Ивановского музыкального театра большой праздник – вы начинаете юбилейный, 80-й творческий сезон. А если бы театр был человеком, сколько бы лет вы ему дали на данном этапе?
– Я думаю, лет 60. То есть это уже взрослый, зрелый «человек», но не старик. Мало того, по моим ощущениям, сейчас он переживает переломный момент в своей судьбе. В труппу пришло много молодых артистов, ожидаются большие перемены в репертуарной политике. Театр в поиске, в «брожении».
Вообще, конечно, 80 лет – это солидный возраст для театра, и мы ни в коем случае не собираемся забывать его историю. В 50-60 годы прошлого столетия труппа Ивановского музыкального театра была одной из лучших в России, могучая труппа. Мы пока ее не переигрываем, да и мало кто сегодня вообще ее переигрывает. Сейчас мы собираем материал для виртуального музея нашего театра. А торжественные концерты, целый цикл концертов, посвященный 80-летию театра (мы назвали их «Юбилейный аккорд»), состоятся в марте следующего года. Будем рады увидеть на них дзержинских зрителей.
– Спасибо за беседу.
Записала Марина Ипатова