Деньги всем нужны. Но некоторым нужнее…


Признали, что город в яме
 
Главный финансист города Ольга Сахончик с грустной улыбкой из раза в раз повторяла депутатам, что нужно повременить с внесением дополнительных расходов (а список пожеланий депутатов, высказанных еще в конце прошлого года, постоянно пополняется).
 
Реальная ситуация такова, что город вошел в 2015 год с кредиторской задолженностью в 197 миллионов рублей. И еще 740 миллионов числится за ним банковских кредитов. При этом в результате кризисных явлений и изменений в налоговом законодательстве собираемость налогов в январе пока не слишком радует – по словам Ольги Владиславовны, она составляет 70 процентов от плана.
 
На вопросы депутатов, как администрация собирается гасить долги, прозвучал осторожный и разумный ответ: «В этом все и дело. Давайте вместе поймем, что при такой ситуации надо осторожнее и более взвешенно относиться к дополнительным расходам».
 
Нынешняя финансовая яма (что косвенно признала и сама Ольга Сахончик, да и горожане поняли это еще в прошлом году) была «вырыта» в 2014-м, когда власти заключали контракты, проводили проекты как бы в кредит, рассчитывая расплатиться за них в тогда еще будущем, 2015 году. Власти эти проекты предлагали, а депутаты с ними соглашались. Год 2015 наступил, случился кризис, инфляция. Но не будь этих 200 миллионов долга, городу пришлось бы проще, потому что сумма предполагаемых доходов практически совпадает с прошлогодней.
 
Но сделанного уже не исправишь. Надо умерить свои желания и потребности в расходах. К этому и призывали депутатов Ольга Сахончик и еще более дипломатичная зам. мэра по социальным вопросам Валентина Сахарова. Но это, как нам показалось, на мнения депутатов не очень повлияло. В таблицу пожеланий и рекомендаций внесли новые расходы, но изменения в бюджет отложили до февраля. При этом к таблице могут добавиться и новые возможные расходы: 8 миллионов рублей попросила для руководимого ею предприятия «Комбинат школьного питания» депутат Людмила Кемайкина. И 16 миллионов на развитие и поддержание деятельности сельхозпроизводителей попросил руководитель ОАО «Дзержинское» депутат Юрий Кузнецов.
 
Меньше повезло управляющему делами администрации Андрею Кочетову (уж не знаем, потому ли, что он пока не депутат, или нет?). Средства, которые он просил выделить на жизнедеятельность детской академии футбола – 600 тысяч рублей и 14 миллионов на демонтаж аварийной Восточной трибуны стадиона «Химик» (именно столько стоит это мероприятие по смете), не нашли, их даже вписывать в таблицу не стали. Логика такого решения была жесткая и понятная: в городе развиваются 18 видов спорта, дай сейчас одним, придут с требованием и другие. С ней нельзя было бы не согласиться, если бы перед этим для отдельных предприятий среди энного количества других таких же не было сделано исключения…

Кому ключи от нового жилья?..
 
Обсудили депутаты и грандиозные планы улучшения финансово-экономической ситуации в Дзержинске и жизни наших пенсионеров, которые представил депутат Павел Воронин. Эти идеи в прошлом году прозвучали в его программе «Три ключа». И в этот раз он вынес на обсуждение комитета два уже готовых проекта – о компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам для горожан, пожелающих купить вновь строящееся жилье, и о 500-рублевой надбавке для неработающих пенсионеров, которые получают пенсии меньше 10,5 тысячи. Таких в городе сейчас 15 тысяч человек.
 
Администрации нужно было оценить, насколько эти предложения реальны. Спорить с воодушевленным собственной прозорливостью депутатом Ольга Сахончик не стала. Но, видимо, она оценила, говоря ее же словами, «масштаб бедствия» стоимостью в 92 миллиона бюджетных рублей на всего 1000 обратившихся. В отношении «пенсионерской» прибавки комментарий дала Валентина Сахарова. Это потребует от бюджета еще около 95 миллионов рублей. Вот только непонятно, как эти муниципальные надбавки людям разносить, потому как пенсионный фонд делать это не уполномочен и не будет. К тому же в феврале и в апреле пенсионеров ждет двукратное повышение пенсий в общей сложности на 15%.  

В итоге администрация очень убедительно просила депутатов повременить с этими предложениями, чтобы стали яснее возможности бюджета и другие нюансы. И депутаты, в том числе и сам Павел Воронин, вроде как с ними согласились.
 
При этом из всех членов комитета только один Юрий Шумский поинтересовался: а что город-то получит от всех этих мер? Странно, что этот вопрос не заинтересовал других. По мнению Ольги Сахончик, ровным счетом ничего, кроме расходов. Но Павел Воронин кинулся горячо спорить с ней и защищать свой проект. Он выстроил идеальную цепочку: 1000 ипотечников – это 5-6 новых домов, строители возьмут для них земельные участки в аренду и будут платить деньги в бюджет, прибавятся имущественные налоги от новых собственников. И так далее. А строить, по его мнению, должны только наши люди, дзержинцы: «Мы вправе рассчитывать на это от застройщиков!». Почему? Он так в этом уверен и хочет уверить нас, но сейчас на стройках работают почти сплошь и рядом – мигранты.
 
Давайте все же спросим самих застройщиков и проанализируем их потребности, заметил Юрий Шумский. А Валентина Сахарова предложила идею перенаправить на реальные потребности города, которому сейчас катастрофически не хватает медиков, например. И при наличии средств в бюджете стимулировать покупать жилье не для всех подряд, а для избранных работников социальной сферы.
 
В общем, обсуждение вопроса перенесли на второй квартал года. В заключение комитет одобрил изменения в бюджет, которые внесла администрация. «Самым сладким и вкусным», как выразился глава комитета Игорь Крашенинников, этот вопрос не стал, потому что делить было нечего – сэкономленные на одних статьях бюджетных расходов 28 миллионов перераспределили на другие статьи. Сняли с расчистки Святого озера (сроки работ, как известно, перенесены), расходов на текущий ремонт муниципального жилья и других статей, а отдали на создание ресурсного центра по подготовке рабочих кадров и ТОСам.

Елена Бахтина

 
Аудиозаписи с заседания комитета


Бюджетный комитет о текущей экономической ситуации

Обсуждение программы Воронина «Три ключа»