Дзержинское время

Некоторое время назад все областные средства массовой информации взахлеб сообщали нижегородцам о новом восхитительном генплане Нижнего Новгорода. Разработанный Московским научно-исследовательским проектным институтом генплана, проект сулит жителям областного центра массу приятных вещей: и улучшение экологической обстановки, и разгрузку автомагистралей, и освобождение земель в пределах городской черты для строительства новых жилых кварталов и офисных зданий, и т. д., и т. д.

В общем гуле ура-отзывов как-то совсем потонули робкие и неслышные высказывания некоторых политиков, депутатов и чиновников, которых насторожила присутствующая в проекте тяга к гигантомании, некоторая несбыточность планов благоустройства. К чему это я? А вот к чему.

Проект плана развития Нижнего Новгорода до 2030 г. предполагает переезд промышленных предприятий за городскую черту.

Среди тех, кого «попросят», – Горьковский автозавод, Волжское пароходство, пивзавод «Волга» и другие. Глава Автозаводского района просил вынести за границы Нижнего Новгорода еще и аэропорт, до кучи, так сказать. На земле же, расчищенной от заводов, будут разбиты зоны отдыха, построены офисы и жилье. Оплачивать переезд планируется за счет инвесторов, желающих развивать освободившиеся территории.

Между тем директорат «ГАЗа» недоумевает: еще в 90-х все побочные предприятия с территории завода были перенесены, не основное же производство переносить? Пивзавод «Волга» вообще вряд ли посмеют тронуть – концерн Heineken, владеющий предприятием, заявлял, что вложил в его модернизацию более 70 млн евро и инвестирует еще 117 млн. Теоретически возможен перенос Волжского пароходства, однако цена вопроса составляет несколько десятков миллионов долларов, не считая инвестиций в строительство на освободившемся месте.

Но сторонники нового генплана не унывают, считая, что через 3-5 лет после кризиса появятся инвесторы, готовые вложиться и в перенос предприятий, и в развитие новой инфраструктуры. И замечают, кстати, что по пути выноса промышленных объектов на окраины или за пределы города идут многие российские мегаполисы, например, Москва.

Но самое интересное в новом генплане для нас, дзержинцев, то, что для Нижнего предусмотрена так называемая перспективная городская черта, к которой, в частности, будут отнесены и дзержинские поселки Горбатовка, Гавриловка и Строителей. За счет этого, а также территорий Кстовского района, Бора и других соседей Нижнего Новгорода возможно расширение территории города с нынешних 46 тыс. га до 73 тыс. гектаров.

Эту тему обсуждали на днях депутаты Городской думы Дзержинска на комитете по земельным ресурсам и землеустройству, и она, надо сказать, их весьма задела, хотя на территориях пока еще наших поселков планируется всего-навсего… коттеджное строительство. А могли бы, чем черт не шутит, и аэропорт перенести! Или какое вредное производство.

Как бы то ни было, генплан Нижнего Новгорода вступает в противоречия с нашим, только недавно с горем пополам все-таки принятым. Например, поселок Строителей по нашему плану – рекреационная зона. На других территориях, которые планирует забрать Нижний Новгород, предполагались инвестиционные проекты, в частности, строительство логистического центра.

Замечания, которые нашлись у дзержинских властей, были высказаны на публичных слушаниях по внесению изменений в нижегородский генплан, состоявшихся в областном центре 6 апреля в театре «Комедiя». Однако «завернуть» документ не удалось. Правда, неудачный для Дзержинска исход общественных слушаний еще не означает обязательный и неизбежный передел территорий. Но судя по общему боевому настрою нижегородских депутатов и чиновников, таковой все же состоится…

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 23 апреля 2009 года)

Елена Лазарева