– Ольга Владиславовна, судя по представленным вашим ведомством сведениям об исполнении городского бюджета, на 1 апреля город отстает от плановых показателей практически по всем видам налоговых и неналоговых платежей. Поступления от реализации городской недвижимости также не внушают оптимизма. С чем это связано?
– С состоянием российской экономики. Прямо говоря, это последствия кризиса, который пришел к нам в прошлом году и ярко выразился в виде снижения реальных доходов населения. Такие явления можно отнести к объективным причинам, с последствиями которых на местном уровне мы, увы, самостоятельно справиться не сможем.
В процессе работы над формированием бюджета города на 2015 год мы предусмотрели традиционный рост доходных статей. Разумеется, основывались при этом на прогнозных показателях роста заработной платы в реальном секторе экономики, на сведениях о запуске новых производств. В итоге какие-то новые предприятия, конечно, появляются, но при этом темп развития – от роста объемов отгруженной продукции до повышения фонда оплаты труда – сократился. Таким образом, не выдерживается и увеличение доходных статей бюджета, которое мы предусматривали на стадии «проектирования» главного финансового документа. Сегодня минимальный размер потерь можно оценить на уровне 10 процентов от первоначального плана.
В целом это весьма болезненная для бюджета цифра – мы недополучим миллионы рублей. Самый показательный пример – НДФЛ, за счет которого мы рассчитывали пополнить бюджет текущего года на 924 млн руб. Минус 10% несостоявшегося роста, это больше 92 миллионов рублей. Согласитесь, сумма для города существенная.
– Какие отрасли в структуре экономики города из-за кризиса «просели» больше всего?
– На этот вопрос вам лучше ответит мой коллега, глава департамента стратегического развития Александр Козловский, который вплотную занимается реальным сектором. Но если вы хотите знать мою оценку масштабов «бедствия», то я замечу буквально следующее: просели все отрасли, и, что особенно печально с точки зрения наполняемости бюджета, крупные налогоплательщики. Ситуацию в экономике усугубляют также реформы, которые в последние несколько лет проводят фискальные органы. Все-таки надо признать, что налоговое бремя на бизнес у нас серьезное, величина федеральных налогов на прибыль, на добавленную стоимость не такая уж и шуточная. Перманентные изменения в федеральном и региональном законодательстве, в частности, в сфере регулирования земельных отношений, прямо говоря, мало способствуют развитию бизнеса. Экономический кризис, который пришел извне, усугубил и без того не благостное положение дел. В итоге все чего-то боятся, чего-то выжидают. Если еще год назад многие планировали развитие, то сейчас мало кто решится пуститься в расходы, потому что серьезно увеличилась цена самого развития. Поэтому пока приходится констатировать не рост экономики, а в лучшем случае стагнацию, или хуже того – падение.
– Значит ли это, что те 10% нынешних потерь бюджета к концу нынешнего года могут вылиться в более крупные цифры?
– Да, надо признать, что такое снижение от прогнозного плана – это еще довольно позитивный сценарий. Безусловно, в перспективе мы можем столкнуться с более негативными последствиями.
– А перспектива эта, надо полагать, наступит уже завтра. Стало известно, что уже на будущем заседании Гордумы, запланированном на 26 мая, вы представите план сокращения расходов местного бюджета по целому ряду программ на общую сумму 39 млн руб. Опережая события, можете поделиться, какие расходные статьи урежете в первую очередь?
– Пока без детализации сообщу, что мы предлагаем сократить денежное обеспечение целевых программ, реализация которых осуществлялась на принципах софинансирования с региональным и федеральным правительством. Это экологические и инфраструктурные проекты. Как понимаете, кризис не только в Дзержинске, но и по всей стране. Соответственно, на вышестоящих уровнях власти в изменившихся условиях также вынуждены пересматривать приоритеты, временно отказываясь от участия в финансировании крупных проектов. Естественно, и мы на городском уровне будем корректировать расходы, направленные на развитие. Если есть новые стройки, без которых город может полноценно существовать, то на период кризиса мы должны от них отказаться. Придется заморозить реализацию разного рода проектов, чтобы обеспечить своевременную выплату заработной платы с учетом запланированного роста, оплату коммунальных услуг, то есть условно постоянные расходы, без которых бюджетная система не выживет.
– Однако есть подозрения, что бюджет уже в нынешнем состоянии не справляется со своими прямыми обязанностями. Руководители бюджетных учреждений и структурных подразделений администрации города с разной периодичностью жалуются на нехватку средств для выплаты заработной платы. Буквально один свежий пример. На одном из рабочих совещаний глава администрации Геннадий Виноградов поинтересовался у своего подчиненного главы управления архитектуры и градостроительства Андрея Дементьева, может ли его ведомство изыскать сколько-нибудь средств на начало работ по проектированию границ населенных пунктов внутри городского округа. В ответ, не скрывая сильного удивления, Андрей Иванович сослался на нехватку средств. Чиновник сказал, что не знает, где брать деньги на выплату заработной платы работникам своего управления, не говоря уже о всех прочих расходах…
– Заверяю вас, что в бюджетной системе Дзержинска не существует проблем с выплатой зарплаты. Признаю, мы не даем денег заранее, то есть на счетах учреждений свободные средства по линии горбюджета не залеживаются. Но как только наступает срок выплаты авансовых платежей в рамках заработной платы с 15 по 20 число каждого месяца, а также окончательного расчета, деньги своевременно поступают на счета. Обеспечивать своевременную выплату зарплаты – наша основная задача.
Вадим Щуренков