Нам довелось познакомиться с Натальей Николаевной Лукиной – учителем школы № 35, которая оставила в подарок редакции исследовательскую работу старшеклассников о своем прапрадеде Григории Порфирьевиче Никифорове. Школьники писали реферат по воспоминаниям Натальи Николаевны. Помогли им и экспонаты школьного музея – учительница передала сюда старые открытки и фотографии. Но это лишь малая часть коллекции, которая досталась самой Наталье Лукиной от предков. Так что самым ценным в этой истории была и остается память, рассказ Натальи Николаевны о жизни братьев-книжников, живших по ту сторону Оки много лет назад.
Николай и Григорий
Николай Порфирьевич Никифоров был небогатым купцом, вел торговлю хлебом по Волге. Его младший брат Григорий служил у известного нижегородского купца Бугрова, был его доверенным лицом по закупке зерна. Григорий Порфирьевич часто ездил по России, заключал сделки на поставку сырья для бугровских мельниц. Много путешествуя, братья Никифоровы пристрастились покупать и книги, полюбили читать, а в итоге организовали библиотеки в своих домах в Горбатове.
Интересно, что Николай Порфирьевич изначально не получил никакого образования. Образовали его книги. По воспоминаниям знакомых и родственников купца, всякий раз, купив новую книгу, он надолго располагался с ней в своей библиотеке, брал в помощь библиографические материалы, читал, делал отметки, запоминал понравившиеся отрывки. Его интересовало все: происхождение издания, стилистика текстов, год издания. Тщательно исследовав новинку, Никифоров аккуратно приклеивал на обратную сторону обложки картонный бланк с информацией, когда и где была приобретена книга. При этом у нашего земляка не было достаточно средств для покупки всех ценных книг, которые ему встречались. Но, набравшись опыта и знаний, Николай Порфирьевич стал знатоком светской и богословской литературы и умудрялся приобретать редкие книги за небольшие деньги. Иногда это были только отрывки рукописей, но и к ним коллекционер относился не менее бережно, чем к полным сочинениям. Бывая в Москве по купеческим делам, он завел знакомства с членами рукописного отделения Румянцевского музея и библиотеки архива министерства иностранных дел.
Не отставал от брата и Григорий. Раз и навсегда полюбив рукописные и печатные издания древности и современности, Григорий Никифоров скопил большую коллекцию книг. Между братьями всегда были теплые отношения. Датированные концом XIX века открытки, которые Николай и Григорий писали друг другу, всегда начинались обращением: «Любезный братец».
Наследие
За сорок лет, что братья собирали книги, в их домах накопилось в общей сложности более 2000 печатных и рукописных экземпляров. Николай Порфирьевич для хранения своей коллекции выделил целых пять комнат. Рукописи и церковные книги хранил отдельно, особенно бережно – в шкафах, закрытых стеклянными дверцами. Светская же литература просто стояла на полках. Современники передавали, что при всем своем трепетном отношении к книгам Николай Порфирьевич никому не отказывал в их просмотре, чтении, изучении. Случалось, друзья по нескольку дней гостили в доме Никифоровых, чтобы дочитать до конца понравившуюся книгу.
Среди наиболее ценных рукописей собрания Николая Никифорова современные литературоведы называют Сборник начала XV века, содержащий древнейший из всех известных в настоящее время список Пространного Жития Константина Философа. Этот сборник Николай Порфирьевич приобрел для себя в 1893 году. Не меньший интерес представляет и наиболее древний список Домостроя конца XVI века. Рукопись эта в числе других 19-ти книг сохранилась у сына, Петра Николаевича, и ныне находится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки.
Всего же в коллекции купца насчитывалось 800 рукописных и более 350 старопечатных книг. Часть книг, по словам Натальи Николаевны Лукиной, была утрачена, другая часть попала в библиотеку Московского госуниверситета и хранится там по сей день. А вот книги Григория Порфирьевича постигла менее завидная участь.
Во время войны, видимо, нуждаясь в средствах, потомки распродали их случайным людям. Ныне судьба этих изданий неизвестна.
Наталье Николаевне досталась всего одна книга братьев Никифоровых «О должностях человека и гражданина» 1788 года. На титульном листе написано «къ чтению определена въ народныхъ городскихъ училищахъ Российской империи, изданная по высочайшему повелению царствующей Императрицы Екатерины Вторыя». Книга-учебник рассказывает о человеческих добродетелях, о попечении души и тела, любви к Отечеству, науках и домоводстве. На ее страницах молодых дворян призывают бояться подлости и непристойных дел, которые приводят к потере чести. На первой странице карандашом крупно написано: «Сия книга принадлежит братьям Никифоровым».
Благодаря тому, что наследники Никифоровых сохранили фотографии и открытки братьев друг к другу, мы знаем точную дату рождения Николая Никифорова – 1833 год. Между тем многие исследователи называют другой год – 1835-й… Но сомнений, когда действительно родился коллекционер, нет. На фото, сохранившемся у Натальи Лукиной, Николай Порфирьевич своей рукой написал: «Любезному братцу, Григорию Порфирьевичу, на память. На 63-ем году от рождения». Дата – 1896 год. На другом фото уже Григорий Порфирьевич пишет, что в 1901 году ему 63 года, значит, он родился в 1838 году. А это, в свою очередь, разубеждает нас в верности данных о братьях Никифоровых других современных исследователей русской словесности, называющих Николая Порфирьевича младшим братом. Судя по записям на фотографиях, Григорий младше Николая на 5 лет.
Но это уже детали. Исследователи наследия Никифоровых правы в одном: братья из Горбатова оставили потомкам бесценный дар – редкие книги и свою любовь к русскому слову, пронесенную сквозь время. А еще благодаря им рядом с нами живут такие люди, как Наталья Лукина, которая бережно хранит и передает память о дедах и их великом деле всем дзержинцам.
P.S. Благодарим учителя ИЗО школы № 35 Надежду Николаевну Охапкину за помощь в подготовке этой статьи.
Елена Родионова