Проснулись – новый сосед

 

В редакцию «ДВ» пришла Галина Федоровна, жительница дома № 40 по улице Гайдара. Держа в руках кипу бумаг, она начала рассказывать свою историю.

 

В феврале этого года жители многоэтажки неожиданно заметили, что с торца дома строители начали вырубать проход в подвал. На вопросы людей никто не отвечал, и они сначала обратились в полицию, потом сразу же стали писать запросы в прокуратуру, городскую администрацию, Госжилинспекцию. И выяснилось, что некий предприниматель Калмыков 30 января купил почти 1 тыс. кв. метров подвала у гражданки Верешковой. Та в свою очередь получила его в собственность через суд в ноябре прошлого года. При этом, как позже узнали жители, в суд был представлен протокол общего собрания жильцов дома, на котором они единогласно решили отдать свое право распоряжаться подвалом хозяину магазинчика, расположенного на первом этаже дома. То есть якобы именно этот предприниматель в 2009 году собрал подписи, а потом продал свой магазин Верешковой вместе с документом, подтверждающим отказ жителей от подвала.

 

И все бы ничего, да вот только никаких протоколов жители не подписывали, ни о каком собрании даже не слышали и, соответственно, своего права распоряжаться подвалом никому не передавали. Откуда же взялся этот документ, в котором фигурируют подписи даже давно умерших людей и неких граждан, что никогда не были собственниками квартир в этом доме?

 

Тут-то и вспомнилась соседям история почти восьмилетней давности. Дело в том, что в 2007 году все тот же предприниматель Калмыков уже приходил в этот дом и пытался собрать подписи жителей под отказным заявлением, звучавшим так: «Я, собственник квартиры, находящейся по адресу … , являющийся сособственником общего подвального помещения, расположенного в этом доме (подписи), передаю Калмыкову Михаилу Юрьевичу свои права на эксплуатацию и возможную последующую приватизацию и реконструкцию в установленном законом порядке своей доли в местах общего пользования данного подвального помещения. Обязуюсь на данные помещения в дальнейшем не претендовать…».

 

Жители тогда не только не подписали такой интересный документ, но и для пущей верности составили свое заявление, в котором четко указали, что отказываются передавать свои права на подвал Калмыкову. Эту бумагу с подписями большинства собственников квартир они передали в свою управляющую компанию (тогда ООО «Городская управляющая компания № 1»). Кстати, наша собеседница отметила интересную деталь – в «разрешительном» протоколе, представленном Верешковой в суде в 2014 году, были использованы те же подписи, что и в заявлении 2007 года, где жители выразили свой отказ Калмыкову. «Я лично знаю всех людей, кто подписывался, помню почти каждую подпись, поэтому легко узнала их в фиктивном документе», – рассказала Галина Федоровна. Спрашивается, как эти подписи попали в руки мошенников, если заявление было направлено только в администрацию города и в управляющую компанию?

 

Кстати, в феврале 2008 года жители дома получили ответ от коммунальщиков, мол, их обращение было принято к сведению и после соответствующей проверки Калмыкову выдано предписание о возврате подвальных помещений квартиросъемщикам. После этого все затихло, вплоть до февраля 2015 года…

  

Как бы не рухнуть

 

В этом году в подвале без каких-либо предупреждений предприниматель сразу же начал масштабную стройку. Судя по количеству вывезенного кирпича и другого строительного мусора, жители предположили, что строители разбирают несущие стены дома. «Кирпич вывозился «КАМАЗами». Теперь мы просто боимся, что дом рухнет. Кое-кто из соседей уже заметил, что в квартирах перекашиваются полы и лопается плитка», – рассказывает Галина Федоровна. От дзержинского отдела Государственной жилищной инспекции они пока дождались только обещания заняться этим вопросом, при этом в письме инспекции подчеркнуто, что «рассмотрение вопроса об использовании нежилых помещений к их компетенции не относится».

 

Очень беспокоит жителей еще вопрос о том, кто платит за электричество и воду, которые, естественно, используют строители при своей работе. До последнего времени отдельного счетчика на электроэнергию у непрошеного соседа не было, и все это время жильцам приходили огромные счета за свет, идущий на ОДН. С трудом, но удалось добиться, чтобы предприниматель поставил собственный счетчик. Теперь открыт вопрос: откуда работники берут воду и не придется ли опять-таки платить за нее всему дому? Сложность заключается в том, что «поймать с поличным» предпринимателя непросто. Проверяющие органы по закону обязаны за три дня до своего визита предупредить о нем, что они и делают. Соответственно, к моменту осмотра все работы сворачиваются, и несанкционированные подключения к свету или воде комиссия обнаружить не может. А на нет и суда, как говорится, нет.

 

Кстати, о суде. Жители дома не собираются так просто сдаваться. Они создали совет дома, активисты которого сейчас ведут переписку с контролирующими органами, а 1 июня должен состояться суд, на котором жители постараются доказать, что протокол – фальшивка, сделка по передаче частным лицам их общей собственности была нечестной и необходимо признать ее недействительной. Мы будем следить за ситуацией.

  

Работает без сбоев

 

Вообще, журналисты «ДВ» довольно часто сталкиваются с похожими обстоятельствами, и мы невольно приходим к выводу, что в Дзержинске уже давно и четко действует схема по захвату собственности горожан. Схема, которая не оставляет жителям практически никаких шансов вернуть свое имущество. Сначала – «закинуть удочку» (а вдруг жители сами с удовольствием подарят свое имущество?), потом усыпить бдительность жильцов, прекратив какие-либо действия. В это время путем подделки протоколов общих собраний жильцов, привлечения подставных лиц, содействия чиновников и госслужащих получить вожделенное свидетельство о собственности. И все, можешь делать с этим помещением, все что угодно. Примечательно, что к тому времени уже совершается ряд перепродаж помещения и конечный собственник, получается, вроде бы как уже и ни при чем. Конечно, если копнуть глубже, то можно выяснить, что все эти покупатели-продавцы между собой знакомы и даже иногда являются родственниками. Но ведь кто будет в этом разбираться? Не суд же, в самом деле!

 

Что делать в таких ситуациях, как уберечь свое имущество, по сути, от рейдерского захвата? По словам Максима Петрова, юриста общественной организации «Альтернатива есть!», в истории, рассказанной Галиной Федоровной, налицо несправедливое решение Дзержинского горсуда, которое жильцам, несомненно, нужно оспаривать. Он же подчеркнул, что по закону не важно, сколько у помещения было владельцев – если суд признает изначальную сделку недействительной, то и все последующие будут считаться неправомерными. И тут уже должны между собой разбираться покупатели и продавцы. Но это займет столько времени, что истинные владельцы могут и не дождаться, когда этот клубок распутается.

  

 
Марина Ипатова