Накануне Парада Победы на Красной площади 23 июня Верховный Совет СССР принял Закон о демобилизации. Увольнению с воинской службы прежде всего подлежали военнослужащие старшего возраста – не моложе 40 лет. Потому фронтовиками, которых первыми встречала страна, были зрелые мужчины, прошедшие всю войну. Эшелоны, увитые зеленью, украшенные цветами, плакатами «Мы из Берлина», с портретом генералиссимуса, отправлялись на восток – на Родину.

Дзержинск к встрече воинов-победителей также подготовился. На каждом предприятии их ждали рабочие места. Ставилась задача – не позднее месячного срока с момента возвращения домой трудоустроить каждого фронтовика. 23 июля сотни дзержинцев пришли на вокзал встретить первый поезд Победы. Наконец открылся семафор, и эшелон с демобилизованными воинами Белорусского фронта медленно подкатил к вокзалу.
 
Послышались рукоплескания, возгласы: «Вот они, наши родные! Победителям: ура!». Оркестр сыграл «Встречный марш», на перрон из вагонов высыпали фронтовики-дзержинцы. Плач, возгласы приветствий, звуки гармошек – все слилось в единый людской гул. Поезд отправился дальше, а неподалеку от вокзала начался митинг, на котором выступили партийные и комсомольские деятели. Ответное слово от воинов-победителей держала участница боев 1-го Белорусского фронта телефонистка Чеснокова.

Прибывших с их семьями от вокзала по домам развозили на легковых автомобилях, поданных с заводов. «Вот усаживается в машину гвардии рядовой тов. Кормушечкин, – описывал волнующие мгновения того дня корреспондент газеты «Дзержинец». – Он прошел боевой путь от Курска до Берлина. Его грудь украшают три медали. В другой машине радостные супруги Золотаревы разговаривают с товарищами. Рядом с одним из автомобилей остановилась растерянная женщина, приговаривая: «Мой, наверное, не приехал. Не вижу я его». И вдруг раздается радостный девичий голос: «Мама, мама! Пойдем скорее домой: папа приехал!». В тот день состоялось много радостных встреч». Вернувшись домой, солдаты и офицеры постепенно налаживали быт. Неизбежные жизненные трудности они воспринимали с оптимизмом: «Войну пережили, на что еще нам жаловаться?!»…

Станислав Шальнов
Снимок с сайта свободного доступа Интернет