Дзержинское время

 

Прощай, подвеска

Наиболее показательны с точки зрения низкого качества проведенного ремонта проспект Свердлова, улицы Строителей, Красноармейская, Терешковой, Петрищева, Новомосковская, Революции, Гагарина, бульвар Химиков, а также Заревская объездная дорога, Автозаводское и Нижегородское шоссе. Список можно продолжать и дальше. И вроде бы от крупных ям эти дороги избавлены, но ощущения от езды по ним далеко не самые приятные. По многим дзержинским направлениям машина катится как по булыжной мостовой. Создается такое впечатление, что ямочный ремонт повсюду в Дзержинске проводили с помощью лопаты и ботинок. «Разве не заслужили мы хотя бы летом передвигаться по нормальным дорогам?» – вопрошает автомобилист со стажем Александр Редькин, который попенял на затяжной характер дорожного ремонта в нашем городе. И действительно, местные автомобилисты вдоволь успеют раскрошить всю подвеску до тех пор, пока дорожники приступят к ремонту. Так, интенсивный ямочный ремонт в Дзержинске начался чуть ли не в конце мая, хотя погодные условия уже в начале апреля позволяли укладывать новый асфальт.
Можно ли сказать, что сейчас, на исходе лета, в городе химиков наконец-таки привели в порядок местные дороги и качественно их обслуживают? Представители инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт» не видят улучшений ни в одной из четырех категорий работ, связанных с обслуживанием дорог. Кроме непосредственной укладки нового слоя асфальтового покрытия, речь идет о содержании дорог, то есть уборки, подметании, мойки и ямочном ремонте. Помимо этого есть еще такие понятия, как капитальный ремонт – укладка нового и усиливающего слоев асфальтобетонного покрытия, а также реконструкция – снятие дорожных одежд и замена их новыми.
«Полив и мойка проезжих частей – большая редкость для Дзержинска, и проводятся, как правило, по случаю приезда высокопоставленных гостей, – утверждают общественники. – При ямочном ремонте ямы асфальтируют абы как или попросту в нарушение технологии засыпают старым асфальтом.» Правильное исполнение ямочного ремонта, как объясняют наши собеседники, включает вырубку и очистку ямы, заполнение ее вяжущим материалом, затем асфальтом, который выравнивается. Сверху такая «заплатка» выглядит прямоугольной, ее края находятся на уровне поверхности старого асфальта. «У нас же попросту засыпают в яму асфальт и немного утрамбовывают, что превращает яму в бугор. Капитальный ремонт проезжих частей улиц – редкость, да и тот, например, что проводился на главной улице – проспекте Ленина, был без установки бордюрного камня. А реконструкции дорог город не видел давно».
Понятно, что о долговечности такого ремонта и говорить не приходится. «Год-полтора – срок службы хорошей «заплатки» дорожного покрытия, а ямочный ремонт, проведенный с нарушением технологии, прослужит не более полугода», – считают в инициативной группе.

Убедить кого угодно…

В администрации Дзержинска категорически не согласны с претензиями местных автомобилистов в качестве проведенного в Дзержинске ямочного ремонта дорог. Все огрехи дорожного полотна чиновники списывают на аварийный ремонт. Заместитель директора департамента дорожного хозяйства, благоустройства и территориального управления Петр Лунин попросил нас разделять понятия ямочного и аварийного ремонта. «Когда лопатой (заделывают яму. – Прим. ред.) – это аварийный ремонт, при котором ямы вместо асфальта могут засыпать щебнем. Такой ремонт проводится для предотвращения сиюминутной аварии, чтобы машина не осталась без колеса или ДТП случилось», – объяснил чиновник. Так что же выходит, у нас половину дорог в Дзержинске в текущем году восстанавливали аварийным ремонтом? Петр Лунин не стал соглашаться с таким утверждением, а, напротив, попытался убедить нас в том, что ямочный ремонт в городе происходит в строгом соответствии с технологиями методом обрезки глубоких ям или с применением струйно-инъекционного метода.
В качестве убедительного довода в подтверждение своих слов Лунин сослался на мнение представителей областного правительства, а именно специалиста оперативно-распорядительного управления при губернаторе Нижегородской области. Ведомство недавно проверяло качество дорожного ремонта в Дзержинске в рамках заявки городского округа на участие в конкурсе по благоустройству. «Один из специалистов, который занимается Дзержинском, сказал так: точно такая же машина (работающая на основе струйно-инъекционного метода. – Прим. ред.) едет в Нижнем, точно такая же машина работает в Дзержинске. Но почему-то у вас ямы вот так заделаны (заподлицо с дорогой. – Прим. ред.), а у них либо вот так, либо вот так (вкривь и вкось. – Прим. ред.)», – нахваливал дзержинские дороги Петр Лунин.
Удивительное все-таки дело: вроде бы и рядовые автомобилисты, и общественники из инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт!» проживают в одном и том же городе, что и чиновник Лунин, а взгляд на состояние проезжих дорог у них совершенно противоположный. Видимо, из «серого дома» результаты ямочного ремонта видятся под совершенно другим углом, особенно, когда ты отвечаешь за качество ремонта. Чтобы продолжить разговор на эту тему в текущем летнем сезоне мы обратились в прокуратуру города, которая также следит за автомобильными дорогами.

Область, посмотри!

Еще один аспект, если вести речь о качестве, касается ремонта областных дорог, состояние асфальтового покрытия которых в этом году также вызывает споры. Но Петр Лунин заявил, что не будет комментировать результаты проведенного ямочного ремонта областных магистралей. Между тем дороги, которые находятся на балансе региона, – наиболее востребованные направления городского округа.
Заметим, что в Дзержинске общая протяженность дорог составляет 351,8 км. Большая их часть – 213 км – местного значения. Остальные – регионального и межмуниципального – 108 км. По территории городского округа проходят еще дороги федерального значения, протяженность которых составляет 30 км.
Соответственно, областные дороги обслуживают и ремонтируют за счет средств областного бюджета. Глава администрации Дзержинска Геннадий Виноградов, который непрошеным гостем присоединился к нашему с Петром Луниным разговору, заметил, что Дзержинску в текущем году в отношении ремонта областных дорог крупно повезло. Если верить Виноградову, из 200 млн руб., которые областное правительство запланировало потратить на ремонт всех своих дорог в течение 2015 года, 80 млн направлено на обновление дзержинских магистралей. Честно говоря, в правдоподобность такого снисхождения верится с трудом. Буквально пару месяцев назад Геннадий Виноградов говорил о существенно меньшей сумме, предусмотренной для Дзержинска на латание проезжих частей – 50 млн руб. Да и губернатор Валерий Шанцев в эфире телекомпании Дзержинск называл такую же цифру.
Кстати, в начале года глава администрации уже торжественно объявил о возможности ремонта проспекта Чкалова. Это важная городская магистраль, которая начинается от сердца города – площади Дзержинского и выходит на Северные ворота – ключевой выезд по направлению к Москве и Нижнему Новгороду. Однако последние пять лет дорога находилась в жутком состоянии. Например, участок от улицы Гагарина до улицы Маяковского каждую весну тонул в воде. Автомобилисты передвигались там со скоростью улиточного шага, поедешь быстрее – оставишь подвеску в яме. Представьте себе, как же обрадовались местные автомобилисты, когда сити-менеджер сообщил о капитальном ремонте важной городской магистрали и о том, что этот ремонт согласовал лично губернатор Валерий Шанцев. Однако по факту на проспекте Чкалова провели ремонт асфальта картами. Геннадий Виноградов сослался на дефицит средств в областном дорожном фонде. Такое резюме чиновник выдал по итогам общения с вице-губернатором Владимиром Ивановым и министром транспорта и автомобильных дорог Александром Герасименко. Правительство справилось только с текущим ремонтом, который оценивается в 7-8 млн руб. против капитального в 57 млн.
Не увидел Дзержинск в 2015 году и не менее долгожданного обновления Заревской объездной дороги. Северный обход города находится в таком состоянии, что по нему уже и ездить страшно. На объездной настолько промятая колея, что легковые автомобили стараются ехать посередке, если, разумеется, свободна встречная полоса движения. Таким образом можно не соскрести днище, и не разбить подвеску. Так вот, лето-2015 давало хоть какие-то надежды на кардинальное обновление этой дороги. Если не сейчас, то вообще не понятно, когда. Однако и нынешним летом дзержинцы не увидели полноценного ремонта Заревской объездной дороги. Вместо него провели ямочный, который не улучшил качества передвижения по дороге. Такой же фокус произошел и с дорогой в поселке Пыра. Городское руководство заявляло о проведении капитального ремонта основной магистрали, соединяющей один из самых больших по численности населения поселков с городом, а дорога там была, как после бомбежки. Однако вместо капитального ремонта на Пыре также провели ямочный ремонт не самого лучшего качества. При этом ремонт дороги в поселке подрядчик не завершил. Петр Лунин признал, что и Заревская объездная дорога, и дорога на Пыре требуют продолжения ремонта. «Заревская дорога должна ремонтироваться, но временно, в связи с какими-то проблемами, работы были приостановлены, но будут продолжены. На Пыре тоже самое, работы продолжатся в августе», – заверил чиновник.
Вообще, горожане давно подметили, что в отношении дзержинских дорог, которые находятся на балансе области, принимаются какие-то половинчатые решения. Так, например, в 2013 году в Дзержинске проводился капитальный ремонт самой протяженной автодороги – проспекта Ленина – стоимостью в десятки миллионов рублей. Однако и этих денег не хватило, чтобы провести ремонт в соответствии со всеми правилами. На проспекте обновили асфальтовое полотно, но не везде, например, без ремонта оставили участок от площади Свадебной до улицы Грибоедова. И старый бордюрный камень не заменили вдоль всего проспекта Ленина.
Впрочем, Геннадий Виноградов склонен акцентировать внимание на положительных сторонах проблематики. Так, например, чиновник похвалил областных дорожников за достойный ремонт желнинского виадука и Желнинского шоссе. И тут же вспомнил про визит вице-премьера Ольги Голодец, которая в июне приезжала в Дзержинск, чтобы оценить результаты строительства межрайонного перинатального центра. Вертолет Голодец приземлился в поселке Пушкино, а кортеж федерального чиновника как раз и последовал по обновленному Желнинскому виадуку. Как же могло быть иначе?

Спроса нет

Некачественное содержание дорог зимой, недостаточное финансирование дорожного ремонта со стороны вышестоящих бюджетов, отсутствие на большинстве городских территорий систем ливневой канализации – вот те очевидные причины, которые влияют на качество дорог в Дзержинске. Стоит упомянуть еще об одном факторе, который влияет на долголетие асфальтового покрытия. Это качество проведенного ремонта. К слову, многие дзержинские автомобилисты давно подметили тот факт, что даже недавно отремонтированные дороги не могут порадовать по-настоящему качественным асфальтом. Вот, например, отремонтировали пару лет назад большой участок дороги на проспекте Дзержинского, а он весь играет волнами, в некоторых местах уже и потрескаться успел. И таких примеров по Дзержинску масса. Вопрос: почему заказчик в лице администрации Дзержинска или любого другого ведомства, если речь идет об областном или федеральном финансировании, не заставляет подрядную организацию переделать работу, когда даже зрительно заметны дефекты? Много ли прецедентов, при которых местные власти предъявляли претензии к подрядным организациям к качеству всех видов ремонтно-восстановительных работ на автомобильных дорогах общего пользования? В памяти только один пример из дзержинской практики, когда администрация не приняла работы по замене асфальтового полотна на улице Кирова. «Качество асфальта оставляет желать лучшего – по нашей оценке, оно неудовлетворительно, ездить по нему невозможно. Мы приняли решение не подписывать акты выполненных работ и намерены обязать компанию «Нижегородец» переделать этот участок дороги», – заявил осенью 2013 года тогдашний заместитель главы администрации по городскому хозяйству Игорь Тихомиров.
Однако же и вторая попытка обновления асфальтового полотна на ул. Кирова не блистала качеством. Но заставлять подрядчика переделывать работу второй раз чиновники не стали. То ли из-за погодных условий – класть асфальт, когда за окном снег хлопьями, не совсем правильно, то ли чиновники просто успокоились на том, что достигли какого-то приемлемого результата. В общем, жесткостью характера в работе с подрядчиками администрация Дзержинска похвастаться не может.

Что делать?

Какие же инструменты, решения, технологии нужны для того, чтобы повысить долговечность дзержинских дорог? Важное значение в этом отношении имеет интенсивность автомобильного движения. Нормативные документы, например ВСН 41-88, устанавливают срок службы городских дорог в течение 11-19 лет при интенсивности движения 3000-7000 и более автомобилей в сутки по одной полосе. Однако уровень автомобилизации населения привел к тому, что 7000 автомобилей проезжают по полосе за 8-10 часов. К этому следует добавить частые остановки транспорта у светофоров и пешеходных переходов, которые также вызывают значительные нагрузки на дорожное покрытие и приводят к его деформации. В результате сроки службы дорожных покрытий значительно снижаются. Сколько-нибудь малейшие отклонения от технологии укладки асфальта также ослабляют качество дорожного ремонта.
При этом надо признать, что бюджетам разных уровней не хватает средств, чтобы качественно содержать всю дорожную сеть. По подсчетам активистов инициативной группы «Дзержинцы за общественный транспорт», в городе насчитывается около 70 тыс. автомобилистов. Средний счет по транспортному налогу составляет 2 тыс. руб., годовые начисления – примерно 140 млн руб. На эти средства, по подсчетам общественников, можно отремонтировать примерно 21,5 км дорог.
А всего в селитебной, то есть в жилой части города, 181 км дорог общего пользования.
В этой связи наиболее оптимальный вариант решения «дорожных бед» видится в сокращении чрезмерных нагрузок от автомобильного трафика.
Какие технические решения тут могут быть? «Во-первых, необходимо ограничить движение большегрузных автомобилей на крупных улицах Дзержинска, например, таких, как улица Красноармейская, – загибает пальцы руководитель инициативной группы. – Во-вторых, необходимо ограничить использование личных автомобилей в центре города. Используя такие рецепты, мы одновременно решим проблемы заторов, загазованности, шума, стихийных парковок. В качестве альтернативы горожанам должен предоставляться современный общественный транспорт, предпочтительнее электрический.»
А как насчет выбора экстенсивного пути, то есть строительства новых и бесконечного ремонта старых дорог? «Мы попросту не поспеем за автомобилизацией города – пока ремонтируем одну улицу, придет время ремонта второй и третьей, – рассуждает наш собеседник. – С учетом роста автомобилизации 8,3% в год город должен ежегодно строить не менее 145,25 тыс. кв. м дорог, или 400 кв. м ежедневно. Стоимость одного квадратного метра качественной дороги составляет 4 тыс. руб. (в ценах 2015 года), то есть тратить на удовлетворение аппетитов автомобилизации 581 млн рублей в год.» Понятно, что таких денег у Дзержинска пока нет и вряд ли они появятся в обозримом будущем.
Вадим Щуренков