Дзержинское время

Порадуемся за малую Родину?

Можно радоваться, ни один из населенных пунктов Нижегородской области не попал в список городов России с наибольшим загрязнением атмосферы. Все города, где по итогам 2014 года стало трудно дышать, находятся нынче в Азиатской части России. Среди самых распространенных загрязнителей, из-за повышенных концентраций которых города попадают в антирейтинг, – бензапирен, диоксид азота, формальдегид, оксид азота, оксид углерода, фторид водорода, фенол, аммиак, сероводород, сероуглерод, этилбензол, взвешенные вещества. В городах грязной тридцатки ошеломляющие концентрации загрязняющих веществ. Максимальные значения превышают десятки ПДК.
Теперь отдельно по загрязнителям. Так, концентрации бензапирена превышают 10 ПДК в 28 городах с общим населением 12,8 млн человек. Максимальные концентрации превышают 10 ПДК формальдегида в 2 городах, взвешенных веществ – в 3 городах, сероводорода – в 5 городах. Стоит отметить, что большинство загрязняющих веществ из вышеназванного списка присущи и Дзержинску. Помимо нашего города из топ-30 по итогам 2014 года вышли и многие другие индустриальные центры: Екатеринбург, Златоуст, Иваново, Краснотурьинск, Курган, Магнитогорск, Москва, Нерюнгри, Нижнекамск, Салехард, Саратов, Ханты-Мансийск и Чегдомын.

Мы старались!

С чем же связан выход Дзержинска из «тревожных списков», которые ежегодно формирует федеральное Минприроды?
В администрации Дзержинска улучшение экологической обстановки связывают с повышением экологической безопасности на промышленных предприятиях, а также усилением контроля со стороны надзорных органов. При этом официальный Дзержинск не принимает в расчет масштабы накопленного экологического ущерба, убеждая в том, что наши всемирно известные захоронения промышленных и бытовых отходов не влияют на качество атмосферного воздуха и, соответственно, не учитываются при расчете степени загрязнения атмосферного воздуха.
«Не по накопленному экологическому ущербу оценивается обстановка в области экологии в городе, а от постоянных замеров качества воды, почв, – утверждает глава администрации Дзержинска Геннадий Виноградов. – Здесь у нас все гораздо лучше. Предприятия химического комплекса жестко выполняют требования всех органов, которые надзирают за чистотой этих производств. Наверное, вы увидели в последнее время по мониторингу, что у нас выбросы становятся реже и реже. Тот же фенол, который у нас практически каждый день в воздухе был, сейчас его гораздо меньше становится. Здесь ряд причин. Выявлены и источники загрязнения окружающей среды, и ответственность предприятий возросла многократно в рамках штрафов за негативное воздействие. Поэтому и убрали нас.»
При этом глава администрации в очередной раз попытался найти какую-то подоплеку в нашем вопросе. «Вроде как радоваться надо этому, а вы все как-то с печалью в голосе. Радуйтесь, что живем и дышим чистым воздухом», – пытался наполнить позитивом атмосферу очередного «часа прессы» главный чиновник города.
Нам, конечно, приятно, что Дзержинск на федеральном уровне признали экологически благополучным городом, но хотелось бы понять, в результате чего это произошло. В городе реально снизились физические объемы вредных выбросов? Или просто чиновники воспользовались очередной бюрократической уловкой, позволившей поправить статистику атмосферного загрязнения? Ведь дзержинский воздух, несмотря на то что город исключили из первых трех десятков городов с повышенным загрязнением, мягко говоря, далек от идеала. На территории жилой части и его восточной промышленной зоны регулярно фиксируются превышения ПДК по различным загрязнителям. Речь идет как о максимальных разовых концентрациях, которые отражают физические объемы химических соединений в воздухе в течение какого-то короткого времени, так и об осредненных концентрациях химических веществ в течение целого месяца наблюдений, а это уже обобщенная и более информационная величина.

Цифры не врут

Наиболее объективную картину о состоянии атмосферного воздуха в Дзержинске представляет комплексная лаборатория по мониторингу загрязнения окружающей среды, которая входит в систему Росгидромета. Это государственная структура, которая имеет собственную сеть стационарных постов на территории городского округа. Три поста наблюдений расположены в жилой части города – на улицах Индустриальной, Гастелло, на территории 2-й больницы, еще один пост находится в Восточной промзоне, около завода окиси этилена и гликолей. Плюс к этому у лаборатории есть график маршрутных наблюдений.
Так вот, если опираться на официальные данные государственной структуры, то в Дзержинске далеко не так все благополучно с состоянием атмосферного воздуха, как в этом нас пытается убедить глава администрации. Ключевые загрязнители для Дзержинска – это этилбензол, фенол, формальдегид, диоксид азота, ксилол, хлорид водорода, толуол, а также взвешенные вещества. Судя по анализу полученных результатов за весь 2014 год, в Дзержинске не было и месяца, в котором не фиксировались бы превышения ПДК по названным химическим веществам. Максимальных разовых концентраций, в 10 и более раз превышающих ПДК, мы не заметили, а вот, например, разовые превышения по тому же фенолу в 4-7 раз для Дзержинска – это норма.
Причем это касается не только единичных случаев, но и обобщенных месячных наблюдений. Так, например, в январе 2014 года в жилой зоне города осредненная за месяц концентрация формальдегида превысила среднесуточную норму в 4 раза, фенола – в 1,6 раза, диоксида азота – в 1,2 раза.
В Восточной промзоне ситуация оказалась значительно хуже – осредненная за месяц концентрация формальдегида превысила ПДК в 6,8 раза, оксида углерода – в 2,5 раза, аммиака и диоксида азота – в 2 раза.
Изучая результаты годовых наблюдений, безусловно, можно проследить определенные тенденции и заметные разовые явления. К разряду нестандартных одиночных событий можно отнести «вспышку гнева» этилбензола, чья максимальная разовая концентрация превысила 9 ПДК в районе переулка Западный в январе 2014 года.
Прошлый год обозначил и еще одну тенденцию – снижение загрязненности воздуха фенолом и формальдегидом к завершению года. Так, например, в декабре 2014 года в жилой зоне осредненная за месяц концентрация фенола превысила среднесуточную норму в 1,8 раза, аммиака – в 1,3 раза, формальдегида – в 1,2 раза, диоксида азота – в 1,1 раза. Чувствуете разницу в превышениях концентраций того же формальдегида между январем и декабрем прошлого года? Может, и правду говорит господин Виноградов об ужесточении контроля со стороны надзорных органов за деятельностью промышленных предприятий, которые и выбрасывают в воздух вредную для человека химию?

Погода на руку

Только ли снижением объема загрязнения объясняется выход Дзержинска из «неблагополучной тридцатки»? В «Обзоре состояния и загрязнения окружающей среды Российской Федерации за 2014 год» Росгидромета мы нашли объяснения выбывания Дзержинска и ряда других городов из рейтинга топовых загрязнителей. Это ключевой источник информации для федерального Минприроды, на основе которого и формируется рейтинг городов с повышенным загрязнением воздуха.
Так, Росгидромет обращает внимание, что все города «Приоритетного списка» расположены в Азиатской части России, где в 2014 году сформировались особо неблагоприятные для рассеивания примесей метеорологические условия. Территория южной части Сибири и Забайкалья находилась под воздействием Сибирского антициклона, обусловившего штилевую со слабыми ветрами погоду. Антициклон в свою очередь создал условия застоя воздуха и чрезвычайно низкую рассеивающую способность атмосферы, что привело к существенным различиям уровней загрязнения воздуха в городах на территориях Европейской и Азиатской частей России. В 2014 году территория Европейской части России в зимний период находилась под влиянием активных циклонов и их периферий, что способствовало рассеиванию загрязняющих веществ в атмосфере. В целом по России выпало 113% нормы осадков. Избыток осадков наблюдался в Приволжском, Северо-Кавказском, Северо-Западном и Уральском федеральных округах, количество которых было выше, чем в 2013 году. Наибольшие значения концентраций бензапирена отмечаются, как правило, в зимний период, и резкое их снижение на Европейской части России и на Урале в 2014 году вследствие сформировавшихся метеорологических условий обусловило снижение уровня загрязнения воздуха за год в населенных пунктах, расположенных в указанных регионах России. Иными словами, европейским городам России, которые выпали из списка наиболее загрязненных городов, в 2014 году просто повезло с погодой. Относительно Дзержинска и его Восточной промзоны Росгидромет дает и другие объяснения.
«В Дзержинске, Иванове, Нижнекамске, а также в городах Урала (Екатеринбурге, Златоусте, Краснотурьинске и Кургане) отмечалось общее снижение концентраций загрязняющих веществ в атмосфере по сравнению с 2013 годом, и в первую очередь бенз(а)пирена, который вносит наибольший вклад в уровень загрязнения воздуха», – сообщает ведомство.

Санврачи «освежили» воздух

Есть и еще один, как нам кажется, более существенный фактор, который «вынес» Дзержинск из антирейтинга. Речь об изменении ПДК формальдегида. Оказывается, с 1 июня 2014 года в стране смягчились требования по содержанию этого загрязнителя в воздухе населенных пунктов (Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 27 от 7 апреля 2014 г. «О внесении изменения № 10 в ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест»). Так вот, с середины прошлого года согласно «изменениям» максимально разовая величина ПДК формальдегида равна 0,05 миллиграммов на кубометр вместо предыдущих 0,035 мг/м куб. Иными словами, главный санврач в полтора раза занизил предельные нормы содержания формальдегида в атмосфере. Удивительное дело, но с чего это вдруг химическое соединение первого класса опасности стало в полтора раза безопаснее для организма людей и животных? Эксперты говорят, что на такие меры власти пошли в связи с заметным ростом загрязнения российских городов формальдегидом, которому они не способны противостоять. В стране расплодилось столько разного рода производств, что у государства просто не хватит ни сил, ни средств, чтобы контролировать соблюдение технологических режимов. Поэтому, чтобы не портить государственную статистику по состоянию атмосферного воздуха, проще ослабить нормативы по ПДК, чем усиливать систему госконтроля. Между прочим, в начале двухтысячных такой финт с занижением нормативов по ПДК уже проворачивался на государственном уровне с диоксидом азота.
Снижение максимально разовой величины ПДК по формальдегиду привело к снижению в 2 и более раз этого вещества в воздухе Чегдомына, Саратова и восточной промзоны Дзержинска. Одновременно с этим Росгидромет указывает на рост концентрации почти всех контролируемых загрязняющих веществ. «В Салехарде и Ханты-Мансийске, где формальдегид является приоритетным загрязняющим веществом, с учетом измененных ПДКс.с., уровень загрязнения атмосферного воздуха в 2014 г. оценивается как низкий, – сообщается в «Обзоре». – В Москве резкое снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха с очень высокого до повышенного также связано с изменениями ПДКс.с. формальдегида при четко выраженной тенденции роста его концентраций за последние 10 лет». Таким образом, лишь смягчение требований по максимальному содержанию формальдегида в воздухе привело к исключению Дзержинска из числа городов с повышенным загрязнением воздуха. Однако на примере Москвы можно понять, что веществ первого класса опасности в городском воздухе меньше не стало.
По итогам 2015 года Дзержинск вообще рискует войти в список городов с наименьшим загрязнением атмосферы. Как нам стало известно, санитарная служба (Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 3 от 12.01.2015 г.) решила снизить и среднесуточную величину ПДК по содержанию фенола в воздухе. Если прежде допустимый порог по фенолу составлял 0,003 мг/м куб., то с 1 июня 2015 года эта величина ПДК увеличилась в 2 раза – до 0,006 мг/м куб. Иными словами, и фенол, по мнению санитарных врачей, стал безопаснее для всего живого. А если государство решит через какое-то время ослабить планку ПДК толуола, этилбензола и других свойственных для Дзержинска загрязнителей, то некогда столица отечественной химии, по документам, может вообще превратиться в российскую здравницу. И местные чиновники еще больше возрадуются тому, что местный воздух мало чем будет отличаться от альпийского.
Вадим Щуренков. Фото Андрея Хадкевича