«Великое переселение»


И в этих условиях основная забота архитектора отнюдь не о красоте фасадов: началось «великое переселение» горожан из бараков в благоустроенные отдельные квартиры стремительно растущей будущей «столицы химии». Ведь в городе, где прокладывались широкие проспекты, строились грандиозные здания по проектам Кусакина, большинство дзержинцев продолжали жить в переполненных коммунальных квартирах, тесовых бараках, общежитиях, убогих «засыпушках» вблизи с дымящими трубами заводов. Государство поставило задачу: начать переход к обеспечению горожан отдельными квартирами, а заодно объявило беспощадную войну всем архитектурным «излишествам» и «украшательству». При таком раскладе зодчему было не до создания архитектурных изысков – требовалось как можно скорее строить и дать возможность дзержинцам перебраться в отдельные благоустроенные квартиры. Соответствовать лозунгу времени: «Строить много, быстро, экономично!».

В 1961 году в Дзержинске, помимо всего прочего, началось возведение жилья «по созданию санитарных зон предприятий». Существенное финансирование по этой статье открыло реальную возможность значительно ускорить темпы ликвидации временных заводских поселков. Первыми новые благоустроенные квартиры в центре города обживали новоселы с ликвидировавшихся поселков завода им. Калинина, Тимирязева, 2-го поселка ТЭЦ. Сотни семей покидали жилье во вредных для здоровья районах. Начался самый мощный в Дзержинске «строительный бум»
шестидесятых. Так, к примеру, только в 1960 году в Дзержинске одновременно строилось 167 жилых домов общей площадью 140 тыс. кв. м, был принят в эксплуатацию 121 дом с жилой площадью 84 тыс. кв. м.

В ногу со временем


Столь радикально решать жилищную проблему удавалось благодаря внедрению у нас совершенно новых методов индустриального домостроения. И в этом деле в 60-х годах в городе совершился настоящий прорыв. Чтобы шагать в ногу со временем, главному зодчему пришлось эскизно откорректировать генплан Дзержинска: в нем были запроектированы слишком мелкие кварталы, излишне частая сетка улиц.

Город буквально на глазах менялся к лучшему еще по одной знаковой причине: в Дзержинск пришел природный газ. «Маленькой технической революцией» именовали газификацию квартир специалисты, а перевод на газ промышленных предприятий решил множество «больных» проблем с экологией.

Возрастающие темпы социально-культурного строительства радовали горожан. Так, в нашем самом первом, экспериментальном, микрорайоне № 1 (ныне район ул. Терешковой-Гайдара-Циолковского) в 1962 году одновременно заложили 7 детских учреждений, две крупные столовые, несколько продуктовых и промтоварных магазинов, комбинат бытового обслуживания, другие объекты. Совершенно новый подход к строительству методом возведения жилых микрорайонов стал с той поры общепринятой практикой. Он позволил не только улучшить условия проживания, но и резко сократить расходы на строительство уличных дорог, инженерных коммуникаций. Опыт удался! При проектировании первого в истории города микрорайона на 30 тыс. жителей архитектор Воронков предусмотрел все виды необходимого благоустройства. Жилые дома поставили здесь с учетом удаленности от транспорта, делая дворы более просторными, чем это было в старом городе, сразу проводилось их озеленение. Тут же ставили детские площадки и небольшие физкультурные комплексы. В южной части микрорайона, примыкавшего к зеленому массиву вдоль железной дороги, были возведены две школы с общим спортивным «ядром».

Каждому дому – свое «лицо»


Вместе с тем, проектируя сплошную типовую застройку, В.В. Воронков прилагал немало усилий, чтобы придать городской архитектуре хотя бы какую-то индивидуальность. Относительную выразительность и живописность новых микрорайонов зодчий стремился достичь не только за счет пространственной планировки, но и с помощью цветового оформления фасадов и торцов зданий, высоким качеством строительных и отделочных работ, выполнением благоустройства и озеленения, применением в силуэтах застройки домов башенного типа. Но как добиться непохожести типовых однотонных домов, которые внешне выглядят будто две капли воды? Воронков понимал, что без союза строителей, архитекторов, художников здесь не обойтись. В результате, например, появились красочные панно на торцовых стенах домов по улицам Терешковой, Автомобильной, Октябрьской.
Первенцы масштабной типовой застройки в исполнении специально созданного строительного треста № 4 – это кварталы в юго-западном направлении № 3, 4, 5, 8, экспериментальный микрорайон № 1, застроенные сплошь серийными домами с квартирами для посемейного заселения.
 В мае 1960 года дзержинцы получили новое здание железнодорожного вокзала, и важнейшим участком строительства в последующие годы стала улица Грибоедова. Она стала надежной планировочной и транспортной связкой с центральным проспектом Циолковского.

Преобразились въезды в город. Началом тому был массовый снос бараков и строительство нового жилья по проспекту Чкалова со стороны Северных ворот, а также в районе железнодорожного вокзала, у пристани.

Мечта архитектора


Многое менялось тогда к лучшему. Уже в 1962 году после реконструкции Дома Советов, гостиницы площадь Дзержинского приобрела законченный архитектурный облик. Возведение Дворца культуры химиков и двух красивых жилых домов напротив ДКХ открыли зодчему широкие возможности для завершения всего ансамбля Дворцовой площади, как называл ее сам архитектор Воронков.

В своих проектах он видел здесь роскошный фонтан с подсветкой. По мнению зодчего, именно с фонтаном архитектура Дворца культуры химиков – «жемчужина города» – могла проявиться во всей красе и великолепии. Фонтан в классическом стиле вполне мог стать органичным дополнением всему ансамблю Дворцовой площади, которая наконец приняла бы завершенный вид.

Эту мечту Воронков воплотить не успел. В 1967 году горком партии КПСС «выдвинул» собственную задумку: основой и завершением сложившегося ансамбля на углу улицы Урицкого и проспекта Циолковского – по оси проспекта Ленина – должен стать памятник Ильичу, а площадь перед ДКХ называться Ленинской. Однако этим планам тоже не суждено сбыться. В конце концов, дело по формированию площади (ныне Свадебная) завершили разбивкой банальной цветочной клумбы и посадили вокруг нее голубые ели. С годами деревья вымахали, закрыв ветвями и кронами полноценное пространственное восприятие великолепного архитектурного вида фасада дворца.

Город продолжал возводиться по утвержденному генплану в юго-западном направлении, по его главной лучевой магистрали – проспекту Свердлова (ныне часть проспекта Ленина в западном направлении). Главный зодчий Воронков мечтал воплотить в реальность задумку своего предшественника – архитектора Кусакина, которому виделась эта магистраль самой красивой, парадной частью города. Однако время было другим. Идея, заложенная еще проектом 1953 года в планировке противоположной стороны проспекта, так и осталась мечтой.
 

Создать условия


Дзержинск продолжал уверенно шагать в будущее. Панорама города шестидесятых – это лес подъемных кранов. Строители микрорайона № 1 (СМУ № 2 – начальник В.Г. Гуреев.) – брига-ды коммунистического труда В.В. Кочетова, В.Н. Вилкова, занятые на возведении объектов, показывали чудеса трудового героизма. Их работа служила образцом для других. Застройка юго-западного и западного районов города шла полным ходом. В них предусматривалось все необходимое для комфортного проживания: кафе, магазины, спортивные площадки, детские сады и школы, хотя эстетическая составляющая внешнего облика зданий была однообразной, оставляла желать лучшего.

Первый опыт панельного строительства Дзержинска в 1964 году оправдал себя и по качеству, и по экономичности. С созданием комплексных бригад передовые коллективы монтажников собирали пятиэтажную коробку жилого дома за 40-45 дней.

В роскошный зеленый наряд оделись проспекты от площади ДК до ул. Грибоедова, часть бульвара Жданова, ул. Грибоедова… Активно создавалась пригородная зона кратковременного отдыха горожан в пойменной части Оки, в лесных массивах от п. Пушкино до г. Володарска. В зоне долгосрочного отдыха возводили базы отдыха, пионерские лагеря с переводом лесов на режим лесопарков.

Почти семь лет Вадим Васильевич Воронков работал в Дзержинске. Много это или мало – можно судить по делам.

В планах развития Дзержинска было увеличить норму обеспечения жильем на каждого горожанина до 15 кв. м на человека.

В недалеком будущем город вовсю собирался шагнуть на правый берег реки Оки, возвести мост и начать строительство жилых микрорайонов на землях Богородского района в экологически чистой зоне. Дзержинск шестидесятых с оптимизмом смотрел в будущее.


Станислав Шальнов, краевед


31 октября народному почетному гражданину Дзержинска

Вадиму Воронкову исполняется

90 лет. Поздравляем!

 
На фото:
Улица Грибоедова. 60-е гг.
Главный архитектор г. Дзержинска В.В. Воронков. 1960-е гг.
Проспект Циолковского.
Первые 9-этажные дома у Северных ворот. 1960-е гг.