Дзержинское время

 

По закону – не получилось

«Дзержинское время» посвятило этой теме не одну статью. Последняя – почти крик души замученного поборами клиента страховых компаний – вышла в № 37 от 15.09.2016 года «От вымогательства не застрахованы». На эту статью мы получили немало откликов. А один из читателей даже отослал копию статьи вместе с описанием собственных мытарств по коридорам страховых компаний в администрацию президента. Василий Иванович Кузнецов пытался законным образом оформить ОСАГО на свою «Сузуки» в течение трех месяцев. При водительском стаже в 40 лет полис должен был обойтись ему примерно в 4500. Но с него просили не меньше 6000. В противном случае – «не было бланков».
Принципиальный автовладелец не желал кормить жадность страховщиков и решил обратиться за помощью во все контролирующие инстанции – разослал письма в Центробанк России, прокуратуру, администрацию президента. И получил ответы – длинные, но мало результативные. Их общий смысл сводился к констатации очевидного факта: страховые компании не имеют права навязывать клиентам допуслуги и предложения отослать все необходимые документы по списку страховщику по почте заказным письмом. Дотошный автовладелец так и поступил – отослал бумаги в главный офис одной из крупнейших страховых в Нижний Новгород, но получил оттуда отписку, которая, по сути, перечеркнула все его предыдущие действия. Ему прислали… вежливо составленную филькину грамоту со списком документов, которые требуются для дистанционного оформления ОСАГО, – списком тех самых документов, которые он уже отослал. Круг замкнулся.
«Знаете, какой я вывод сделал и какой единственно дельный совет дали «писатели» полученных официальных ответов – ходить оформлять ОСАГО нужно только с друзьями-свидетелями, записывать разговоры со страховщиками на диктофон или сотовый. Тогда хоть будет доказательство в суде, что тебя пытались облапошить.
А так – пиши-пропало», – поделился своими наблюдениями Василий Кузнецов.
С нового года в сфере автострахования произошли немалые изменения к лучшему.

В красной зоне

В региональном управлении ФАС ситуацию на рынке ОСАГО назвали критической, а число жалоб к четвертому кварталу превысило 2 тыс. В прошлом году навязывание допуслуг по ОСАГО неоднократно становилось причиной громких скандалов. В Выксе, например, сотрудницу страховой компании, пойманную на этом, оштрафовали на 50 тысяч.
По итогам первого полугодия 2016 года Нижегородская область вошла в двадцатку самых проблемных регионов по убыточности и мошенничествам с ОСАГО. (Хуже всего, для справки, обстояли в прошлом году дела в Адыгее, Волгоградской области и Карачаево-Черкессии.) Таковы данные Российского союза автостраховщиков (РСА). Если быть точнее, то наш регион стоял в этом списке на 16-й позиции. Средняя выплата по ОСАГО в области составила 87,7 тыс. руб., в то время как в среднем по России – 69,2 тыс. руб. Уровень выплат достиг 117%, среднероссийский показатель – 82%.
Да, после введения Нижегородской области в систему «Единый агент» проблема с доступностью полисов ОСАГО была частично решена. (В связи с тем, что в ряде российских регионов наблюдались проблемы, связанные с доступностью полисов ОСАГО, РСА разработал соглашение, целью которого было обеспечить доступность услуг по ОСАГО. В соответствии с соглашением страховщики, имеющие филиалы в таких регионах, теперь продают полисы обязательного автострахования в качестве агентов от имени всех остальных страховщиков – членов РСА («Единый агент РСА»). Это соглашение вступило в силу 2 августа 2016 г. Система единого агента РСА работает в 16 убыточных для страховщиков регионах.
Как ожидается, к весне 2017 года в закон об ОСАГО могут быть приняты очередные поправки. Страховщики намерены настаивать либо на введении повышающего коэффициента по ОСАГО для убыточных регионов, либо на введении порядка выплат в натуральной, а не денежной форме (то есть через ремонт ТС).

Электронные полисы – это выход

С 1 января 2017 года, чтобы облегчить для автовладельцев процесс оформления полисов ОСАГО, страховые компании обязали продавать полисы через Интернет. Заключить со страховой электронный договор, оплатить полис без всяких допов и затем распечатать его теперь может любой желающий.
Впрочем, гипотетически такую возможность крупные компании предоставляли и раньше. Однако на деле в нашем регионе и нашем городе, например, сделать это было практически невозможно. Соответствующие разделы на сайтах всех крупнейших компаний не работали, выдавали ошибку и т.п. Это была явная система, созданная исключительно для того, чтобы и дальше собирать с клиентов дополнительную «дань».
Сегодня ситуация улучшается, хотя до идеала все еще далеко. Центробанк предъявляет теперь жесткие требования к обеспечению бесперебойности работы сайтов страховщиков. В противном случае компания получит штраф в размере 300 тысяч рублей. В случае если электронное оформление полиса невозможно из-за проблем с сайтом или технических неполадок, страховым компаниям требуется немедленно обращаться в Центробанк РФ. А в РСА утверждают, что, в случае технических проблем на сайте одной компании, клиентов будут перенаправлять на сайт другого страховщика.
Пока все эти замечательные декларации воплощаются в жизнь медленнее, чем хотелось. По статистике, с начала 2017 года по России уже получили электронные полисы 60 тысяч человек. Это совсем немного. Электронная система до сих пор часто выдает сбои. Так что если вы сегодня соберетесь оформить электронный полис ОСАГО, вам, скорее всего, придется попотеть, сидя за компьютером и перебирая сайты не одной и не двух страховых, потратить на это день-два-три. Но – о чудо! – это все-таки возможно. Возможно купить полис по его реальной, а не по выдуманной цене, избежать гадкого ощущения бессилия перед плохо завуалированным вымогательством.
Елена Бахтина