Сколько зарабатывают и как расходуют деньги организации, учрежденные администрацией города? В этом попыталась разобраться Общественная палата Дзержинска (ОП) первого созыва, которая под занавес своей трехгодичной деятельности опробовала процедуру проверки хозяйствующих субъектов муниципального сектора экономики. Общественники успели побывать в МКУ «Специалист» и на МУП «Комбинат питания». Выборочный анализ финансовых документов показал, что менеджмент муниципальных организаций далек от понятия эффективности и рачительного использования собственных и бюджетных средств.
Большой и прожорливый
«Специалист» – одно из ключевых муниципальных казенных учреждений, ответственное за содержание и эксплуатацию зданий, занимаемых органами местного самоуправления (ОМСУ), администрацией и Гордумой. Общественники провели выборочный анализ на основе предоставленных учреждением документов – учредительных, годовой бухгалтерской отчетности за 2015-2018 годы, документов по штату учреждения, в том числе должностных инструкций работников.
Первое, что бросилось в глаза проверяющим, – ежегодное увеличение штатной численности учреждения с ростом фонда оплаты труда (ФОТ). Так, если в 2016 году в «Специалисте» числилось 96 работников с ФОТ в 1 млн 578 тыс. руб., то с 1 января 2019 года штат разросся до 117 единиц, а ФОТ увеличился до 2 млн 555 тыс. руб.
В учреждении много начальников – аж два зам. директора, два бухгалтера, начальники отделов кадров и информации, три инженера, два начальника участка, два старших мастера участка. В числе других работников – юрисконсульт, делопроизводитель, пять документоведов, 36 помощников депутатов, водители. Свою ли работу выполняют все эти люди? Проверяющие, например, посмотрели должностную инструкцию ведущего документоведа отдела информации и установили, что в должностные обязанности работника не входят какие-либо требования к знанию порядка и правил организации хранения дел, техобработки и оформления дел постоянного и временного хранения, передачи дел в архив и других спецзнаний. Это что это за документовед такой и чем он вообще тогда занимается? При этом, работая с документами, «работник не подлежит привлечению к дисциплинарной ответственности в связи с совершением им коррупционного правонарушения в интересах или от имени Учреждения…». Так гласит пункт 4.5. должностной инструкции.
Как же так получается, если по факту документоведы работают в ОМСУ и допущены к важной информации, как и чиновники, подпадающие под антикоррупционное законодательство? Вдвойне подозрительно, что проверяющим не предоставили договор, определяющий порядок и условия предоставления работников учреждения для организации делопроизводства в ОМСУ, в том числе организации хранения документов и их подготовки к сдаче в архив. В связи с этим в своих выводах к отчету общественники заявили о необходимости проверки законности и целевого использования бюджетных средств на оплату труда ведущих документоведов учреждения, а также проверки соответствия законодательству РФ заключенных трудовых договоров.
Что касается самых многочисленных работников «Специалиста» – помощников депутатов Гордумы, то для МКУ их трудоустройство, как следует из анализа ОП, не является основным видом деятельности. В штатном расписании «Специалиста» 36 депутатских подручных с месячным ФОТ в 684 тыс. 792 руб. В ходе проверки общественникам не представили трудовой договор, а также документы, которые служат основанием для оплаты труда помощников. Руководство МКУ не предоставило и документы, регламентирующие порядок возмещения расходов сотовой связи деппомам.
С вещами на выход
Анализ копий отчетов о финансовых результатах деятельности «Специалиста» показал из года в год растущие расходы учреждения. Так, например, расходы по статье на оплату труда и начислениям в 2015 году составляли 27 млн 57 тыс. руб., а по итогам 2018 года превысили 34 млн руб. Постоянно «пухнет» и статья «оплата услуг», куда входит компенсация затрат на связь, коммуналку, строительно-монтажные работы. В 2015 году «Специалист» на эти цели потратил 9 млн 834 тыс. руб., а в 2018 году – уже 13 млн 69 тыс. руб.
Общие расходы МКУ выросли с 41 млн 619 тыс. руб. в 2015 году до 54 млн 174 тыс. руб. в 2018 году.
Насколько эффективно МКУ расходует такие серьезные бюджетные средства? По сути на этот вопрос должен дать ответ непосредственно учредитель, то есть администрация города, в структуре которой есть ревизионный отдел. Но общественники зафиксировали отсутствие информации о контроле за законностью и эффективностью использования бюджетных средств для обеспечения функционирования законодательных (представительных) и исполнительных ОМСУ за 2016-2019 годы на официальном интернет-сайте администрации города.
Итогом проверки «Специалиста» стали рекомендации о комплексной проверке фактического объема бюджетных средств, законности и целевого расхода вкупе с выполнением требований по соблюдению утвержденного норматива на содержание ОМСУ. После изучения «первички», предоставленной руководством «Специалиста», общественники попросили главу города принять меры по эффективному расходу десятков миллионов казенных денег, доверенных этому предприятию.
К слову, во время проверки «Специалиста» учреждением руководил Сергей Преснов, а незадолго до ее окончания в администрации приняли решение не продлевать с ним контракт. Глава города Иван Носков подписал распоряжение о назначении директором МКУ «Специалист» бывшего военного Владислава Параничева, а трудовой договор с Пресновым закончился 11 июня сего года. Кажется, в администрации сделали собственные выводы по поводу деловых качеств уже бывшего директора.
Продать за копейки – дело не трудное
По распоряжению Ивана Носкова сменилось руководство и МУП «Комбинат питания», которое также проверила Общественная палата. Депутата Гордумы, председателя комитета по делам образования Людмилу Кемайкину 3 июня в этом кресле сменил прибывший из Владимира Дмитрий Беляков.
Предприятие, отвечающее за организацию общественного питания школ, Кемайкина возглавляла с 2013 года.
Представители ОП получили от «Комбината питания» копии годовой бухгалтерской отчетности, учредительных и некоторых других документов и материалов. Общественники обратили внимание на то, что у «Комбината питания» как-то подозрительно «дешевеют» основные средства. Вот, например, по данным бухгалтерского баланса на конец 2018 года, основные средства организации составляли 11 млн 416 тыс. руб. При этом первоначальная стоимость находящихся на балансе МУП средств на 1 января 2018 года составила 23 млн 910 тыс. руб. Откуда такая разница?
К слову, общественники установили, что за один только минувший год из основных средств «Комбината питания» выбыло приличное количество единиц.
В их числе, например, небольшой развозной автомобильчик Hyundai Porter и «Волга Сайбер», первоначальной стоимостью 394 и 416,2 тыс. руб. соответственно. В перечне выбывшего недвижимого имущества оказались и электросковорода СЭ-0,45 (49 тыс. руб.), и морозильная камера (12 тыс. руб.), и линия раздачи (133,2 тыс. руб.), и холодильник «Стинол» (9,3 тыс. руб.), приобретенный, между прочим, только в 2017 году. Общая сумма выбывшего имущества, по подсчетам ОП, составила 1 млн 13 тыс. руб. Понятно, что все это добро МУП не выкинуло на помойку, а, скорее всего, продало. По крайней мере, в отчете о финансовых результатах у МУП в 2018 году обнаружены доходы, связанные с реализацией основных средств.
Сумма, правда, смешная – всего 131 тыс. 356 руб. К слову, ориентировочная цена на самые «убитые» «Сайберы» на автосайтах варьируется от 150 до 200 тыс. руб., столько же стоят и «ушатанные» корейские грузовички. Может быть, в комбинате сбывали имущество не через публичные ресурсы в Интернете, а по каким-то своим, закрытым каналам?
Должен всем и вся
Копаясь в бумагах дальше, общественники обнаружили у МУП наличие дебиторской задолженности, которая к тому же имела тенденцию к росту. Только за прошлый год долг вырос в два раза – с 411 тыс. до 962 тыс. руб. Примечательно, что в составе обязательств по расчетам с разными дебиторами и кредиторами в течение пяти лет повисла задолженность в 70 тыс. руб., а расшифровка этой суммы отсутствует. Более серьезно, на 1,8 млн руб. за 2018 год, увеличилась и кредиторская задолженность. А общая сумма кредиторки – 16 млн 88 тыс. руб., из которых 10 млн 562 тыс. руб. – долги перед поставщиками и подрядчиками.
«Комбинат питания», как и любое другое муниципальное предприятие, создавалось, чтобы получать прибыль. И она у этого МУП есть. Правда, очень смешная – 10 446 руб. И вот очень интересный вопрос: с какой стати прибыльные предприятия в Дзержинске живут на подсосе из бюджета? В 2018 году «Комбинат питания» получил из местной казны субсидию в размере 497 тыс. руб. Скорее всего, тут сказались сильные лоббистские возможности бывшего директора, которая, не будем забывать, председатель думского комитета, участвующая в утверждении бюджета. Понятно, что каждый депутат при распределении городских доходов пытается натянуть одеяло на себя, забывая при этом об ограниченности средств муниципалитета и необходимости «расшивать» общегородские проблемы. Самым благополучным годом для комбината по части прибыльности был 2016 год с показателем в 14 514 руб. В остальные периоды МУП показывало убыток. Самый большой – 10 млн 608 тыс. руб. сложился за 2014 год.
Если говорить об эффективности предприятия во главе с Людмилой Кемайкиной, то следует обратить внимание на такой показатель, как отношение полной себестоимости к выручке. Это показатель, отражающий изменение прибыльности предприятия. Его рост, а у «Комбината питания», начиная с 2014 года, он растет, свидетельствует о снижении прибыльности. Цифры последних пяти лет выглядят следующим образом: 2014 год – 109,9%, 2015 год – 101%, 2016 год – 99,9%, 2017 год – 100,9%, 2018 год – 100,6%.
Махровый нарушитель
На что тратит собственные заработки дзержинский организатор питания? Как оказалось, основная доля в расходах – оплата труда, которая выросла
с 27 млн 420 тыс. руб. в 2015 году до 28 млн 824 тыс. руб. в 2018 году. Дополнительно к этому МУП практикует выплаты премий к юбилеям и предоставляет материальную помощь. Если в 2015 году предприятие потратило на эти цели 161,5 тыс. руб., то в 2018 году уже 309,5 тыс. руб.
Стоит заметить, что за три последних года МУП старалось несколько оптимизировать собственное штатное расписание. Так, если на 1 сентября 2016 года на комбинате было 154,5 штатных единиц с месячным ФОТ в 1 млн 655 тыс. руб., то на 1 ноября 2018 года – 150,5 единиц с ФОТ в 1 млн 629,9 тыс. руб. При этом важно отметить, что численность административно-управленческого персонала (АУП) практически не изменилась, а выплаты ему постоянно увеличивались. С 1 сентября 2016 года АУПов на «Комбинате питания» было 22,5 единицы с месячным ФОТ в 364,9 тыс. руб., с 1 ноября 2018 года – 23,5 единицы и 393,4 тыс. руб. соответственно.
Если посмотреть устав предприятия, то по нему собственник имущества, то есть администрация города, имеет право на получение части прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. От «Комбината питания» город, скорее всего, не получает ни копейки. И дело здесь не только в мизерном размере этой самой прибыли, а в том, что сам город из года в год имеет какие-то долги перед МУП. На 31 декабря 2018 года задолженность, которая тянется с 2014 года, составила 1 млн 386 тыс. руб. Общественники считают, что мэрии необходимо проверить законность такого долга и принять меры по его погашению либо наказать руководство самого МУП за недостоверность годовой бухгалтерской отчетности. Последняя рекомендация может свидетельствовать о том, что проверяющие не исключают, что задолженность – нарисованная.
В заключительных разделах своего отчета Общественная палата обращает внимание на то, что основная цель создания «Комбината питания» – организация общественного питания учащихся. И вот с этой задачей МУП, очевидно, справляется не совсем хорошо. Общественники обратили внимание на регулярные проверки предприятия со стороны Роспотребнадзора и других контролирующих органов. По данным за 2016-2018 годы надзорные органы в ходе своих регулярных плановых и внеплановых рейдов постоянно находили на «Комбинате питания» нарушения законодательства.
В их числе и федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (№ 52-ФЗ от 30.03.1999 г.), санитарно-эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, гигиенических требований к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. «Решить вопрос о служебном соответствии ответственных лиц предприятия», – таким было общее резюме Общественной палаты в части соблюдения на «Комбинате питания» основной своей функции. Похоже, городское руководство, заменившее Людмилу Кемайкину на посту директора МУП, согласилось с доводами общественников.
Вадим Щуренков