Дзержинское время

Кинематограф, он, как известно, имеет свою историю, традиции, а также выработанные годами правила и законы. Но мне, как человеку, впервые попавшему в закулисье мира кино, все здесь было неизведанно. Для меня богатейшей, более чем вековой, истории съемочного процесса до сих пор как будто и не существовало, а потому искушенному читателю эти заметки могут показаться смешными или наивными, но это всего лишь мои личные впечатления, не претендующие на объективность. Точно могу сказать лишь одно: сейчас я нисколько не жалею, что мне удалось поработать на съемках фильма «Частное пионерское». Как оказалось, театр и кино- это две абсолютно разные вещи, несмотря на то, что во многом они пересекаются. Ведь даже актеры этих двух видов искусства заметно отличаются друг от друга. Причем именно своей игрой. Ведь согласитесь, одно дело, когда актер уже имел опыт работы в кинематографе, а потому он смело может «переключаться» перед выходом на съемочную площадку со сцены. Другое дело, когда его впервые пригласили на пробы, и он, привыкший делать широкие жесты на сцене, «махнул рукой» и…не попал в кадр. На съемочной площадке в Дзержинске без этого тоже не обошлось. В общем, случалось разное. Как правило, большой интерес к съемкам возникает у молодых актеров, которые мечтают попробовать себя в новых ролях, а, быть может, «зацепиться» и пойти выше – к вершинам актерской славы. Среди старшего поколения интереса к съемкам, как правило, на порядок меньше. Здесь, как говорили мне уже умудренные опытом кинематографисты, каждому свое. И, тем не менее, на дзержинских актеров приезд в город съемочной бригады произвел неизгладимое впечатление. Потому, наверное, вместе с молодыми артистами в эпизодах «Частного пионерского» снялись и заслуженные мэтры местной сцены. На съемки были приглашены Юрий Кислинский, Вячеслав Рещиков, Татьяна Орлова, Артем Баранов, Зоя Морозова, Ирина Минаева, Екатерина Рязанова, Андрей Крайнюков, Сергей Зитцер, Константин Земсков и Татьяна Петрашкевич. Но «Частное пионерское» наделало много шума не только в актерской среде. Седьмого июня у гостиницы «Дружба» состоялся отбор «актеров массовых сцен». И, говоря откровенно, программа кастинга не была четко спланирована, так как режиссеры не ожидали особого наплыва желающих. Но случилась неожиданность: на момент проведения мероприятия в списках бригадира массовки, которым я как раз и работала, значилось около 250 человек, однако народу на площадь перед гостиницей пришло в несколько раз больше! Режиссер фильма Александр Карпиловский был весьма удивлен, увидев все это людское столпотворение. Но тут же принял решение отсмотреть всех пришедших на пробы детей и выбрать из них самых подходящих по фактуре ребят для съемок в эпизодах. Все остальные потенциальные актеры были занесены в новые списки. Таким образом, у многих горожан появилась реальная возможность принять участие в съемках. Мне приходилась работать именно с актерами массовых сцен. Говорю именно так, потому что термин «массовка», как оказалось, для многих начинающих актеров является оскорблением. Подобного рода работа отнимает много времени, да и не слишком высоко оплачивается. А вот большое количество желающих сняться в кино среди дзержинцев, думаю, было вызвано скорее не желанием подзаработать, а просто принять участие и посмотреть на то, как же все-таки снимают фильм. А потому горожане, узнав о съемках, не только предлагали свою помощь, но и приносили костюмерам одежду 50-70 годов. И все-таки самое интересное происходило именно на съемочной площадке. Если глубоко не вникать в процесс, то со стороны он мог показаться полным бардаком. На площадке одновременно находились все: актеры, режиссеры, продюсеры, администрация, бригадиры, костюмеры, гримеры, массовка. И здесь каждому нужно было в срочном порядке объяснить его обязанности и начинать снимать, потому что на время работы движение во дворах и на прилегающих к ним городских дорогах было полностью перекрыто.    Конечно же, с первого дубля эпизод никогда не получался, поэтому сначала проходили репетиции, а затем начиналась съемка. Крупный, задний, общий планы, укрупнения, – и все это не по одному дублю и кадру. Потому, наверное, стороннему наблюдателю и было трудно представить, что же из этого всего в конце концов получится, разглядеть во всей этой бесконечной суете ту самую картинку, которую увидит зритель во время премьеры. И, как мне показалось, видел все это только один человек на съемочной площадке – режиссер. Если же говорить о моих главных впечатлениях, то я очень быстро поняла, что работа в кино – это адский труд. Двенадцать часов смены отзывались в конце каждого съемочного дня невероятной усталостью. И здесь мне приходилось только восхищаться стойкостью детей, которые и были главными героями на съемочной площадке. Им приходилось сложнее всего. В тринадцать лет справиться с тем, что не под силу порой и взрослому человеку, – многого стоит. Но ребята держались молодцом. Впрочем, этому способствовало даже отношение между сотрудниками съемочной бригады. Казалось, мы стали одной большой семьей, а исполнители главных ролей – Семен и Егор – и вовсе называли Александра Карпиловского исключительно «дядя Саша». Хотя порой случались и ссоры. Однако съемки фильма зависят не только от отношения в коллективе, добровольцев, актеров, костюмов и всего прочего, но и от погоды. Именно из-за нее последний съемочный день и не увенчался большим успехом. Последний эпизод снять так и не удалось, но этот пробел был заполнен 24 июня уже в Москве, куда на «досъемки» был приглашен актер театра кукол Константин Земсков. И все-таки плохая погода не смогла испортить праздник Кино в нашем городе. «Частное пионерское» для жителей Дзержинска стало грандиозным событием. По словам Александра Карпиловского, премьеру фильма мы увидим в ноябре-декабре этого года. И я уверена, что ее с нетерпением будет ждать весь город, так как именно Дзержинск и его обитатели стали одними из главных действующих лиц фильма. Так что – ждем, премьера не за горами…

Анна Кислинская