Первый народный самодеятельный театр появился в нашем городе в 1960 году, согласно документу – «как высшая форма театральной художественной самодеятельности». В открывшемся в 1959 году Дворце культуры химиков за год до этого организовали постоянно действующий непрофессиональный коллектив. Этот «новорожденный» драмкружок вскоре получил звание народного театра.
Немного предыстории
Просторная репетиционная комната, огромный зал на 850 посадочных мест, фасад ДКХ с торжественными колоннами напоминал Большой театр. Вновь созданный коллектив располагал здесь всем необходимым для подготовки спектаклей и выступлений. Играли в нем не профессиональные артисты, а обычные люди. Днем работали на заводе, на стройке, за прилавком магазина, в школе или в поликлинике. Вечером строители, инженеры, продавцы превращались в артистов.
В драмкружок ДКХ пришло немало ведущих актеров из старейших самодеятельных коллективов: Дома культуры завода им. Я.М. Свердлова, Чернореченского завода им. М.И. Калинина, клуба завода «Рулон» «XX лет Октября». Театральные коллективы первых заводов действовали еще с 1920-х годов, пользуясь всеобщим признанием и народной любовью. Там творили непрофессионалы, но при этом люди высочайшей культуры, одержимые искренней любовью к театру. Городская история хранит память о городском смотре театральной самодеятельности в 1941 году, в котором приняли участие пять драматических коллективов. Конкурсные спектакли тогда посмотрели 2165 зрителей, и этой цифрой вполне можно было гордиться.
Его итоги подвели за три месяца до начала большой войны. Лучшей жюри признало постановку коллектива Дома культуры завода им. Я.М. Свердлова «Васса Железнова» по пьесе М. Горького в постановке режиссера Леонова, а также спектакль клуба «XX лет Октября» завода «Рулон» «Свои люди, сочтемся» Н. Островского.
Драматический коллектив ДК завода им. Я.М. Свердлова еще со дня основания кружка в 1928 году отличался яркими работами. И этот успех вполне можно было отнести к игре талантливых актеров. В 1950-е годы зрители аплодировали вдохновенной игре А.И. Кочер, П.И. Сосниной, А.А. Генералову, И.Н. Белякову, Н.В Гущину, А.П. Миндриной и другим. Спустя почти десятилетие, в 1958 году к своему юбилею свердловский драмкружок заводского ДК подготовил грандиозный спектакль по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая». В масштабной постановке со множеством картин, разнообразием сложного реквизита были задействованы «корифеи» свердловской сцены – пять актеров с тридцатилетним стажем участия в самодеятельности завода.
Актерский коллектив под руководством заслуженного артиста ЯАССР, режиссера И.А. Груля, художественного руководителя Ф.Д. Слепова создал убедительные образы в исполнении О.А. Сесекиной, Н.С. Садовской, Д.И. Потешкина, А.Ф. Сесекина, С.А. Плотникова, братьев Льва и Марка Шраге. Спектакль с грандиозным успехом прошел по сценическим площадкам города, его посмотрели свыше двух тысяч горожан. Дом культуры Чернореченского химзавода им. М.И. Калинина открылся в заводском поселке в 1937-м. Однако еще задолго до появления этой сценической площадки любители театра, рабочие и служащие завода, самозабвенно играли на сцене в клубах, красных уголках. Подлинный расцвет драмкружок ДК им. М.И. Калинина достиг во второй половине 1940-х – в 1950-е годы. И в том большая заслуга принадлежала его руководителю М.А. Пушковой (Масловой). Талантливый самородок, сподвижница самодеятельного театрального искусства, она руководила им с 1943 года. Спектакли чернореченцев непременно собирали аншлаг и воспринимались зрителями на ура. В разные годы здесь с успехом шли пьесы русских классиков и советских драматургов: «Без вины виноватые» Н. Островского, «Девочки» В. Пановой, «Вечно живые», «Ее друзья» В. Розова, «Ленинградский проспект» И. Штока и другие. В них блистали самородным талантом актеры-любители Л. Кужеватов, А.М. Агапова, Н.И. Кабатов, Л.И. Дикова, В.П. Шу-
матова, Л.Н. Васягин, Я.П. Кожокин, М.П. Яковлева…
Первые шаги
Драмкружок ДКХ – основа будущего народного театра, начинал свою историю с 1958 года под руководством Я.Г. Хомутова. Молодой коллектив не сразу обрел свое творческое лицо, нашел собственный путь в театральном мире. Не все было гладко в его первых спектаклях, не все актеры справлялись со своими ролями. В одной из первых постановок «Квадратура круга» по водевилю В. Катаева созданные актерами образы героев из жизни конца 1920-х годов, по мнению критиков, получились недостаточно яркими, убедительными. Но, несмотря на это, у нового коллектива постепенно складывались свои традиции, а молодой задор и горячее желание играть сглаживали ошибки артистов, делали их не такими заметными.
Его самые первые участники – А. Терешина, В. Федулин, В. Самарин, О. Круглова, Д. Носов, Н. Кабаев – оказались способными исполнителями, проявив свой талант в последующих работах.
Артисты
И вот 23 апреля 1960 года афиши на улицах нашего города впервые известили дзержинцев о рождении нового творческого коллектива – первого в истории города народного театра ДКХ под руководством главного режиссера театра М. Лотарева. Скоро народный театр ДКХ заявил о себе ведущим коллективом в театральной самодеятельной жизни Дзержинска. Его актерам пришлись по душе творческие поиски режиссера, дух взаимопонимания и уважительного отношения между всеми участниками. Он сразу стал их родным домом, порой даже не вторым: ведь его «обитатели» после работы спешили на репетицию, оставив дела, хотя у многих были семьи. Опаздывать нельзя: как это можно допустить, чтобы люди ждали тебя? В театре сложилась не одна судьба – в коллективе знакомились, находили свою вторую половинку. А другие обретали профессию. Ведь именно театр научил своих актеров понимать прекрасное, «отделять настоящие зерна от никчемной шелухи». И вполне закономерно, что ответная любовь дзержинцев к самодеятельным театральным зрелищам, сила их воздействия были столь велики, что память о спектаклях театра ДКХ сохранилась у многих горожан на всю жизнь. Зрителя всегда ожидали там необычные декорации, яркие костюмы, не уступавшие профессиональным. Дзержинцы любили свой народный театр, спешили на каждый его спектакль. И артисты старались вовсю – не дай Бог ударить в грязь лицом перед теми, кто в тебя верит!
Первая премьера
Сезон 1960 года новорожденный театр открыл большой премьерой, подготовив романтическую драму А. Арбузова «Город на заре». Вот распахнулся занавес. На сцене декорации непроходимой глухой тайги, сопки и атмосфера комсомольского задора молодых, приехавших в 1930-е годы на Дальний Восток строить город. Многое пришлось пережить первопроходцам: перебои в снабжении, неприспособленность к суровым условиям природы, болезни и холод. Но энтузиазм, огонь души молодых строителей тридцатых годов победил все – большой прекрасный город Комсомольск-на-Амуре возведен. Так родился в народном театре первый спектакль о поисках молодыми их жизненного пути. Несмотря на то что это был первый шаг недавно появившегося театра, актеры сумели воплотить на сцене подвиг и мужество молодых, строивших город в суровой тайге.
Зрительский успех
Коллектив с поставленной задачей справился. Спектакль дышал романтикой, приподнятостью духа, молодостью, энергией, боевым задором первых строителей. Неопытность компенсировалась переплетением хорошего текста и наивно-прекрасной игрой актеров. По своей эмоциональной искренности постановка покорила зрителей. Люди буквально «ломились» на спектакль. Доброжелательная критика отмечала большую заслугу режиссера-постановщика этого спектакля, актера Дзержинского драматического театра М. Лотарева, исполнителей главных ролей: братьев Марка и Льва Шраге, Н. Колесникова, Д. Авдентова, В. Миронова, Г. Васютиной. Успеху помогли продуманные и удачно вписанные в действие декорации художника Виталия Мазанова. Сцены спектакля с «наплывами» хора, с проекцией проспектов будущего города, живописная картина сцены в лодке влюбленных молодых на реке произвели на зрителя сильнейшее впечатление. В хоре, задействованном в представлении, участвовало более шестидесяти певцов.
Музыкальное оформление спектакля разработал композитор А. Солин.
Именитые гости
В тот самый театральный сезон 1960 года по приглашению профкома «Заводстроя», правления ДКХ играть спектакль «Город на заре» вместе с самодеятельными актерами в Дзержинск пожаловали вахтанговцы: народные артисты России отец и сын Абрикосовы – Андрей Львович и Григорий Андреевич. Своего сына Абрикосов назвал Гришей в честь своей первой роли Григория Мелехова в немом фильме по роману М. Шолохова «Тихий Дон», снятом в 1929 году. Григорий Андреевич Абрикосов стал ведущим актером театра им. Е.Б. Вахтангова. К народному артисту России, а затем – СССР, пришла слава после блистательно сыгранной роли пана атамана Грициана Таврического в советской кинокомедии «Свадьба в Малиновке» в 1967 году. Утром по приезду именитых гостей в Дзержинск «прогнали» пару репетиций. А вечером актеров ждал аншлаг – зрители охотно шли на имена знаменитых актеров. Игра москвичей: одного – в роли начальника строительства Доброва, другого – в образе бывшего моряка Приамурской флотилии Кости Белоуса, покорила зрителей. Столь же знаковым событием в жизни самодеятельного театра стал приезд в Дзержинск в 1962 году народной артистки СССР Любови Орловой. Мегазвезда советского экрана, в то время актриса театра им. Моссовета, много и охотно гастролировала с концертами по стране, на которых с блеском играла монологи из фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», превосходно пела, танцевала. Она, в синем, ярком, с блестками платье, перчатках на руках – молодая, красивая, после концерта в ДКХ встретилась с самодеятельными артистами народного театра.
Л. Орлова делилась с любителями сцены секретами творчества, много шутила, вела себя раскованно и непринужденно. А после встречи народ гадал: «Ну сколько же ей лет?!». Дома открыли энциклопедию, и оказалось, что «молодой» Орловой было тогда чуть ли не за шестьдесят!
Станислав Шальнов, краевед
На фото:
Сцена из спектакля «Стряпуха» коллектива ДК завода им. М.И. Калинина. 1961 г.
“Любовь Яровая”, спектакль ДК им Свердлова.
Встреча коллектива народного театра ДКХ с народным артистом СССР Г. Абрикосовым (в центре). 1960 г.
Программа с автографом Г. Абрикосова.
В гостях у актеров народного театра народная артистка СССР Любовь Орлова. 1962 г.