Опускался на Дзержинск теплый субботний вечер. Горожане в праздничных костюмах с цветами в руках спешно разбирали театральные программки у входа в театральный зал ДКХ, глазами выискивая в них знакомые имена. В то далекое от нас время, в 1960-е, – зрелище привычное. И происходило оно не у театрального подъезда драмтеатра в парке, а на ступеньках Дворца культуры химиков. Многим дзержинцам надолго запомнился народный театр ДКХ, родившийся в 1960 году, потому что был он для них самым лучшим, а его актеры – самыми красивыми, самыми талантливыми.
Гастроли
Прошло некоторое время после основания, атмосфера в народном театре сложилась теплая. Коллектив жил единой целью, большой человеческой дружбой, творческой целеустремленностью. Режиссеры-постановщики театра М. Лотарев и Л.А. Нюхалов смело шли на эксперимент, предлагая неоднозначное сценическое решение постановок, приглашали в Дзержинск для воплощения творческих замыслов режиссеров «со стороны». Вот и спектакль по пьесе А. Вейцлера и А. Мишарина «Гамлет из квартиры № 13 (поиски, встречи и раздумья 19-летнего юноши)» в 1961 году ставил приглашенный режиссер В. Блажевич.
Главного героя спектакля постигли душевные борения, связанные с его духовным и нравственным возмужанием. А игра молодого самодеятельного актера Валерия Миронова в роли Алексея отличалась простотой, обаянием, мягким юмором. Наш земляк воплотил на сцене Дзержинского народного театра ДКХ немало ярких образов, получив здесь неплохую профессиональную подготовку. Поэтому не случайно Валерий Васильевич позже стал диктором Горьковского, Свердловского, затем Центрального телевидения.
Новый молодежный спектакль «Опасный возраст» пользовался огромной популярностью. С ним в 1962 г. коллектив участвовал в своих первых больших гастролях по целине. Август-сентябрь актеры из Дзержинска колесили по колхозам Кустанайской области. Ночевали на нарах либо в солдатской палатке, реже в общежитии, где в уголке комнаты – ведро с водой и медный таз, чтобы умыться. Все были молоды, в быту неприхотливы – выступали перед целинниками в поле, чаще всего поздним вечером с освещением от зажженных факелов, фар тракторов и комбайнов. За работу «по обслуживанию рабочих совхозов и зрителей-целинников» театр получил почетную грамоту Кустанайского обкома КПСС, артисты – нагрудный знак «За освоение целинных земель».
Таланты и поклонники
Каждый спектакль театра игрался более десяти раз, шел он 2-3 сезона. Однако на свет все время появлялось что-то новое. За три года подготовили немало премьерных спектаклей. Зрителям запомнилась постановка «Мать своих детей» А. Афиногенова. В ней в полной мере проявился талант старейшей актрисы с 42-летним стажем учительской работы в школе, главной исполнительницы Марии Алексеевны Козловой, создавшей душевный образ русской женщины, безгранично любящей своих детей. Пьеса о дружбе и любви «Пять порций мороженого» А. Кузнецова, а также спектакль «День рождения Терезы» Г. Мдивани о совести, чести и свободе кубинского народа также тепло были приняты зрителем. На сцену театра ДКХ вновь и вновь, как будто в первый раз, выходили самодеятельные артисты – верные служители Мельпомены. В числе любимцев публики артисты: Д. Авдентов, Л. Кошелева, В. Надешкина, В. Носов, В. Новиков, Н. Колесников, М. Доркина, А. Капелистый, З. Ермолаева, А. Генералов, В. Сероглазов, супруги Сесекины, Ф. Слепов, Михаил и Лев Шраге…
Двенадцатый сезон
В 1971 году народный театр ДКХ города Дзержинска вступил в свой двенадцатый сезон. Под руководством главного режиссера И. Груля он вырос и окреп, вошел в первую шеренгу самодеятельных коллективов Горьковской области. Театр открыл сезон 28 октября спектаклем «Старик» по пьесе М. Горького.
В это время в труппе успешно работали ветераны сцены Я.Н. Кожокин, А.А. Генералов, которому в прошлом году отметили 60-летие участия в театральной самодеятельности. По-прежнему в строю театра-лов среднее поколение актеров: Л. Разрывина, Г. Блинов, Ю. Ерофеев, В. Колесников, В. Миронов, В. Сероглазов. Тогда творческий состав пополнился новыми любителями сцены. В театр пришли супруги Власовы, Т. Берестнева, В. Беляков, А. Глебов, Н. Копнин, Н. Царев.
Примечательно, что в коллектив приходила молодежь из созданной при народном театре студии. Ведущая актриса театра Алла Илларионова (Терешина), повар-кондитер ресторана «Ока», в то время – одна из самых красивых и талантливых актрис, не раз блистала на сцене в главных ролях.
В самодеятельность, как и многие, она попала случайно. Ей подруги всегда твердили: «У тебя, Алла, определенно, талант актрисы! Очень ты хорошо людей изображать умеешь». Актриса – не актриса, но скопировать интонации, манеры, действительно, могла с кого угодно. Преданно служили искусству братья Шраге. Марк – начальник отдела снабжения завода им. Я.М. Свердлова, Лев – директор ресторана «Ока», позже руководитель других крупных торговых точек в городе играли в народном театре ДКХ со дня его основания. Инженер Эмма Дудинова, электрик Дмитрий Носов, учительница А.П. Миндрина, также Ольга Круглова, Алла Кирьянова и многие другие таланты – костяк труппы народного театра ДКХ. Всех их объединяла любовь к театру, желание играть на сцене.
Новые работы
Не просто давался успех. Ему предшествовали упорные репетиции, порой заходившие за полночь. «Проходим второе действие», – раздавался из полутемного зрительного зала голос главного режиссера театра И.А. Груля. И сцена оживала. Репертуар театра ежегодно пополнялся новыми работами: «Украденное счастье» по пьесе И. Франко, «Трибунал» А. Макаенко, «Лес» и «Женитьба Белугина» Н. Островского и другие. Трагикомедию белорусского драматурга Андрея Макаенко «Трибунал», наполненную ярким национальным колоритом, проникнутую патриотической идеей об испытании советского человека на верность своей многонациональной Родине в жестокое военное время, посвятили 50-летию образования СССР.
Немало за свою семидесятилетнюю жизнь сыграл ролей на самодеятельной сцене Яков Петрович Кожокин. Его работа в этой постановке – главная роль старосты Терешко. Эту центральную роль в другом составе исполнял также самодеятельный актер Г.К. Блинов, показав подлинно народный характер с его лукавинкой, шуткой-прибауткой. Актеры С. Сычев, В. Миронов попеременно играли роль полицая Сыродоева. Сергей Сычев усердно репетировал и готовился впервые в жизни выйти на большую сцену. Он тогда только что демобилизовался из армии и мечтал поступить в театральное училище. В большом знаковом спектакле были задействованы работники химкомбината «Оргстекло» – молодые супруги Власовы, начинающий инженер-химик А. Инякина, А. Лапина, Л. Агафонов, Н. Шестакова, Н. Рыжикова.
Народный театр ДКХ стал непременным участником смотра народных театров Горьковской области, коллектив неднократно награждали грамотой облсофпрофа. Дзержинцы и жители области смогли видеть и слышать лучшие спектакли, отдельные выступления народного театра по горьковскому телевидению, областному радио. Комедийный спектакль «Родственники» по пьесе Э. Брагинского и Э. Рязанова в театральной жизни середины 1970-х стал настоящим событием в культурной жизни Дзержинска. В главной роли Ирины выступила молодая талантливая самодеятельная актриса Т. Берестнева. Не раз попробовали свои силы «народные артисты» в жанре советской комедии показом премьерного спектакля – комедии Л. Ленча «Ты – это я» (режиссер И. Груль) с открытием своего 15-го сезона. В спектакле были заняты актеры: А. Лапина, Т. Берестнева, В. Миронов, В. Казаков, В. Маслов, Г. Блинов, Н. Рыжкова, Л. Власова, Л. Романова, Н. Сычева. Художник В. Копыловский оформил спектакль просто и в то же время в столь выразительных формах, что при открытии занавеса в зрительном зале раздавались аплодисменты.
Дебют молодых
Патриотическая тема всегда была одной из главных в репертуаре народного театра. «Под занавес» театрального сезона 1975 года коллектив представил дзержинским зрителям премьеру спектакля «Вечно живые» по пьесе В. Розова в постановке режиссера М. Рабиновича, выпускника театрального училища им. Щукина. В масштабном спектакле, посвященном 30-летию Победы в Великой Отечественной войне, были заняты около 20 самодеятельных артистов. Наряду со старейшими любителями драматического искусства дебютировали молодые – М. Тузова, С. Синявкин, В. Ганин, Т. Егорова, В. Леонович, Т. Скорикова. Спектакль, представленный в программе областного фестиваля народного творчества в рамках смотра драматических коллективов «Театральная весна-75», был награжден дипломом второй степени. А исполнители центральных ролей получили звание лауреатов.
Каждый спектакль – экзамен
Выдающимся творческим достижением народного театра стал спектакль «Васса Железнова» по драме М. Горького. Коллектив блестяще справился с поставленной перед ним творческой задачей. Центральные роли в спектакле блестяще сыграли самодеятельные актеры театра: В. Колесников (Сергей Петрович), Г. Блинов (Прохор), В. Козаков (Пятеркин), а также молодые участники народного театра: Н. Сычева, Л. Снежинская, И. Шуцкая, С. Шелухин, В. Маслов, Г. Мартыничев, З. Майорова, М. Рожнова.
Летели годы, но по-прежнему актеры народного театра ДКХ радовали зрителя мастерством перевоплощения, созданием неординарных сценических образов. Например, Владимир Алексеевич Колесников на самодеятельную сцену народного театра ДКХ выходил более 20 лет. Начинал в 1959 году и оставался верным театру вплоть до 1980-х.
В 1985 году значимой вехой в творчестве коллектива, под руководством нового главного режиссера театра Л. Карповой, стал спектакль «В четырех километрах от войны» (художник Ф. Кузнецов) по пьесе О. Сосина, в котором были заняты ведущие самодеятельные актеры. В спектакле было занято уже новое, молодое поколение исполнителей: А. Марутин, Л. Снежинская, В. Гапин, Г. Блинов, Г. Тумакова, З. Ермолаева, В. Дурандин. На всем протяжении своей творческой жизни в народном театре ДКХ царила атмосфера поклонения искусству. И это происходило благодаря удивительным людям, подлинным энтузиастам, которые искренне считали своим долгом создавать вокруг себя и в городе культурную и нравственную среду.
Станислав Шальнов, краевед
На фото:
Актер народного театра ДКХ Валерий Миронов – диктор Горьковского телевидения. 1967 г.
Сцена из спектакля театра. В центре – Марк Шраге. 1960 г.
Запись спектакля народного театра ДКЗ Горьковским телевидением. 1975 г.
Сцена из спектакля «Чудесный сплав». 1975 г.