В течение 7-ми августовских дней кинокомпания «26 кадров» из Санкт-Петербурга снимала в Нижнем Новгороде фильм «Обгоняя время» о нашем легендарном земляке – конструкторе Ростиславе Евгеньевиче Алексееве, проектировщике экранопланов, «Метеоров» и «Ракет». Семья Фильцовых из Дзержинска приняла активное участие в съемке массовых сцен и эпизодов картины.
«На улице +33, а я в шерстяном платье»
Новость о том, что в Нижнем будут снимать большое кино, обсуждали все социальные сети. Нижегородские кастинг-менеджеры создали «ВКонтакте» группу, где выкладывали объявления о наборе артистов в эпизоды и массовку. И даже из них можно было понять, насколько это сложный и непредсказуемый процесс – съемки фильма. Например, смена у съемочной группы и артистов длится 12 часов, иногда рабочий день заканчивался ближе к полуночи, и только тогда становилось понятно, что будут снимать завтра и кого именно нужно приглашать в массовку. В час ночи начинающим артистам высылали сообщения с приглашениями, а в 7-8 утра уже нужно было быть на площадке. Но истинные фанаты, ни на что не жалуясь, сидели в Интернете до ночи и ждали заветного письма…
Под занавес пятницы и мы узнали, что в субботу будем сниматься. Подъем в пять утра – и в половине восьмого мы уже на площади Минина. На съемочной площадке – суета сует: подходят кандидаты в массовку, их отправляют в костюмерную, подбирают наряды, потом причесывают и гримируют, кого нужно. Искренне хвалят тех, кто смог самостоятельно уложить волосы в стиле 40-х годов или принес наряды из бабушкиных сундуков. Девушки срочно снимают кресты, цепочки, серьги и кольца, смывают утренний макияж. Двоих девиц отправили домой, поскольку они не хотели избавляться от дорогого маникюра. Ушел и один габаритный мужчина – не подобрали костюм его размера.
В 9.00 всех будущих кинозвезд привезли на съемочную площадку. Удивительно, насколько преобразились девушки, когда остались без макияжа и украшений, в простых нарядах прошлого века, где вместо брюк и шорт только юбки и платья в пол, с замысловатыми косами и открытыми лбами… Как с черно-белых студийных фотокарточек! Автору этих строк выдали шерстяное коричневое платье в пол с длинными рукавами. Между прочим, по официальной информации синоптиков, на улице был самый жаркий день лета. Но душу грело (а тело, наоборот, охлаждало) то, что платье с «Ленфильма», а кроме того, видимо, шерсть раньше была иная, в ней ничуть не жарко, честное слово!
Гример рисовала черную грязь на руках «дворника». Контрольным взглядом пробежавшись по массовке, уточнила у одного паренька:
– Вы утром не брились?
– Нет. А надо было?
– Обязательно!
Парню тут же выдали одноразовый агрегат, а вместо зеркала – смартфон, и проблема решена. Вот так же легко, без крика и нервов, решались все остальные проблемы, возникающие с начинающими артистами: «повяжите платок», «снимите носки», «где туалет», «хочу пить», «когда будем сниматься», «покажите меня крупным планом» и «я не понял, что я должен делать». Кстати, для массовки организовали кино-буфет: вода, чай, кофе, молоко, сахар, лимон, печенье, сушки, сухари и пряники. А в туалет ходили в ближайший магазин по паролю «кино».
«Снимите меня крупным планом!»
Несмотря на то что сейчас у каждого есть камера в телефоне и выход в «Ютуб», и каждый – сам себе режиссер, киносъемки все-таки остаются крайне любопытным процессом. Народ свисал из окон ближайших домов, прохожие забывали, куда и зачем шли, останавливались и по полчаса наблюдали за нашей работой. Хотя со стороны все выглядело довольно скучно, монотонно, медленно. Одну и ту же сцену несколько раз репетировали, расставляя людей по разным точкам, меняя и снова возвращая назад, снимали несколько дублей, с разных сторон и разных ракурсов. Кстати, как я не искала пресловутую «хлопушку» на съемках, так и не нашла. Видимо, ее заменили новые технологии?
Народ в ожидании, пока позовут, делился впечатлениями. Оказывается, большинство из пришедших – эпизодники со стажем! Вот, например, Лариса – весьма колоритная дама, снималась уже в нескольких сериалах и фильмах, знакома и с Константином Хабенским, и с Арсением Гончуковым. С удовольствием делится опытом и раздает советы: «Ты, если хочешь, чтобы тебя в кино показали, иди сейчас не позади главных актеров и не рядом, а обгони их чуть-чуть, работай ногами». Лариса с удовольствием и гордостью перечисляет картины, в которых снималась, и вспоминает: «Здесь меня крупно боком показали, по прическе можно узнать, что это я, а в этом фильме мельком только. А однажды снимались, холодно было, хотели уже бросить все и домой идти, но нельзя же подвести людей». Молодежь рассказала, как снимались в «Методе» Хабенского в прошлом году: «Мы в клубе снимали 16 часов! Самым стойким, кто выдержал, не отсиживался за столиками, а танцевал до последнего дубля, в конце налили не бутафорского, а настоящего шампанского». Но в целом бывалый народ признает, что здесь, на съемках «Обгоняя время», самое классное – уважительное и доброе отношение к массовке. И артисты, играющие главных героев, – приветливые, общительные, скромные.
На этот день кастинг-менеджеры приглашали через социальные сети абсолютно всех нижегородцев принять участие в съемках реконструкции открытия Чкаловской лестницы в 1949 году. Народу пришло видимо-невидимо, и все равно не хватило, чтобы заполнить всю лестницу сверху донизу, как это выглядит на официальных фотографиях тех лет. Наверняка многие сейчас вспомнят календарь с таким изображением. Поэтому киношники снимали эту сцену несколько раз, переставляя тесные ряды людей с одного места на другое. Видимо, потом это смонтируют в единый кадр. Вот оно, волшебство наяву!
Задача перед массовщиками была поставлена одна – радоваться!
И мы радовались на полную катушку, кое-кто даже переигрывал и начинал танцевать, из-за чего приходилось снова и снова переснимать дубли.
То слева, то справа слышалось:
– Девочка, не размахивай так сильно флагом, меня загораживаешь!
– Мужчина, вы не здесь стояли, подвиньтесь, меня за вами не видно!
– Девушка, уберите зонтик, он не из этой эпохи!
– Маша, Ваня, идите вперед, а то в кадр не попадете!
Эх, все-таки охоч наш народ до славы! Впрочем, свои 15 секунд славы получили многие: телевизионщики разбирали на интервью тех, кто пришел в исторических костюмах – сшил сам или нашел в бабушкином сундуке. Нашу дочь выбрали из множества детей и поручили не просто радоваться и флагом махать, а бежать через всю лестницу с игрушечным самолетом в руках, расталкивая народ.
– А наверху меня дядечка в костюме военного на плечо посадил! – взахлеб рассказывала потом Надежда, получившая похвалу и «Дай пять!» от постановщика массовых сцен.
Несколько часов под палящим солнцем не отбили у начинающих актеров желания сниматься. Однако люди уже мечтали о воде и прохладе. И тогда, дабы мы не сходили со своих точек и не маячили перед камерами, кастинг-менеджеры с помощниками стали носить в массовку стаканы с водой. Вниз и вверх по Чкаловской лестнице, один забег, второй, пятый, десятый, двадцатый! Напоили всех!
Когда сделали последний дубль, режиссер вышел и громко всех похвалил и поблагодарил, а мы похлопали сами себе и друг другу, в небо улетело раскатистое и дружное «уррра!». Тех, кто снимался с самого утра и до 6 вечера, а не только с полудня, накормили обедом и заплатили гонорар. У моих девчонок это был первый заработок!
– Тяжело зарплата далась? – спрашивали взрослые у детей. – Устали?
– Жарко очень, но я все равно хочу стать актрисой, – призналась Катя, которая занимается в школе-студии Хабенского в Нижнем Новгороде.
– Я и не думала, что кино снимать так долго и так трудно, – поддержала ее подружка.
– А я все равно хочу в кино работать! Хотя бы воду актерам разносить, – заявила девочка с двумя косичками. Истинная фанатка!
…Это был крайний день съемок в Нижнем Новгороде (киношники избегают слова «последний»), они отправились в Чкаловск, где работал Алексеев. На утро в группе «ВКонтакте» появилось сообщение, что съемочная группа «26 кадров» осталась очень довольна нижегородцами, всех хвалит и всех благодарит.
Кино уехало. А нам остается ждать выхода фильма на экраны и ловить себя в кадре.
Справка
В 2016 году исполняется 100 лет со дня рождения Ростислава Алексеева. Санкт-Петербуржская киностудия «26 кадров» готовит к выходу полнометражный четырехсерийный фильм о легендарном инженере-конструкторе. В процессе подготовки к съемкам были подняты уникальные архивы, изучены засекреченные прежде материалы, открыты новые, ранее никому неизвестные страницы биографии выдающегося конструктора. На основе этих уникальных материалов был создан сценарий фильма, открывающий завесу тайн и шпионских интриг, которыми была опутана сфера секретных разработок того времени. Конструктору приходилось бороться не только с бюрократическими сложностями, но противостоять куда более опасным силам – действиям иностранных спецслужб и внедренным тайным агентам.
80 процентов картины отсняли в северной столице. В Нижнем Новгороде снимали масштабную сцену и встречу Алексеева с Валерием Чкаловым.
В роли Алексеева снимается Артем Быстров, выпускник нижегородского театрального училища. Это не документальное кино, а игровой патриотический фильм, основанный на реальных событиях. В нескольких сериях будут показаны события с 37-го по 80 годы прошлого столетия. Фильм выйдет на экраны в ноябре-декабре 2016 года.
Анна Фильцова