Общеизвестно, что закон дает нам право на выбор управляющей компании. Более того, в нашем городе нашлись смельчаки, рискнувшие их сменить. И об этом мы уже писали… Но сейчас пришло время узнать у этих людей, как проходил процесс расставания с неугодной УК и как им живется при новой управляющей организации. Просто только на бумаге Это только по Жилищному кодексу со сменой УК все получается сладко да гладко. Не нравится, как работают коммунальщики, не предоставляют они должных услуг или вас не устраивает их качество, пойди и откажись от них, выбери новых управленцев – лучше, ответственней, порядочней. Но в жизни не все так просто. Для смены управляющей компании нужно соблюсти все формальности, прописанные в договоре управления, который большинство горожан в глаза не видели. Необходимо найти и новую управляющую организацию, которая бы не повторила ошибок предыдущей. Наконец нужно получить согласие большинства собственников дома на смену УК. А при нашем всеобщем равнодушии не факт, что даже под готовым уже протоколом ваши же соседи согласятся поставить подпись. Ведь позиция большинства – «мне ничего не нужно». И здесь остается уповать либо на то, что все в доме заодно, потому что все страдают от некачественной коммуналки одинаково, либо давить на жалость и понимание соседей, если коммунальные проблемы есть лично у вас, а управляющая компания упорно их игнорирует. Прошли через тернии И все же в Дзержинске есть примеры, когда жителям удалось сменить нежеланную управляющую компанию. Вспомним уже набившую оскомину историю жителей дома 10а по улице Молодежной. Несколько лет их обслуживала компания «Квартал-Прогресс», относящаяся к группе компаний «Управдом», и это «сотрудничество», по словам самих жильцов, трудно назвать удачным. Вера Федоровна Рябинина вспоминает, что руководство прежней УК попросту не реагировало на просьбы улучшить качество содержания дома, а также отчитаться о выполненных в нем работах. И вот когда люди познакомились с другой управляющей компанией – ООО «Молодежное», предложившей им свои услуги по обслуживанию дома, они решили, что терять им нечего, и приняли это предложение. 17 июля 2011 года инициативная группа жильцов дома организовала общее собрание, на котором большинством голосов было принято решение отказаться от услуг «Квартал-Прогресса» и вверить свое коммунальное благополучие ООО «Молодежное». 1 сентября с этой компанией был заключен договор на управление домом. Тогда же представители новой УК обратились в прежнюю за учетно-регистрационными документами на дом, но встретили жесткий отпор. В акте проводимой по этому делу проверки сотрудниками 1-го отдела полиции Дзержинска сказано: «Организация «Квартал-Прогресс» сообщила, что на общем собрании жильцов дома Молодежная, 10а она была избрана в качестве управляющей. За время управления нареканий и жалоб жителей дома не было и о принятом решении о смене УК сообщений в ООО «Квартал-Прогресс» не поступало». Та же проверка выявила, что якобы заключенный 19 мая 2011 года договор управления домом между «Квартал-Прогрессом» и жителями – сомнителен, так как многие «подписавшие» этот договор жильцы сообщили, что свои «подписи» видят впервые. Только в апреле 2012 года арбитражный суд Нижегородской области обязал «Квартал-Прогресс» передать «Молодежному» картотеку регистрации жителей дома. До этого была еще проверка областной прокуратуры, сделавшей вывод, что «действия ООО «Квартал-Прогресс» по препятствованию осуществлению деятельности вновь избранной собственниками управляющей организации являются неправомерными». А в октябре этого года антимонопольная служба оштрафовала ОАО «НКС» за уклонение от заключения договора теплоснабжения с ООО «Молодежное». Был и период, когда обитателям дома 10а по ул. Молодежной присылали двойной комплект квитанций. И, оплачивая их одной организации, они оставались в должниках перед другой. Да и сейчас прошлогодняя «война» за УК дает о себе знать. Несколько дней назад жители дома получили от ЕРКЦ «кругленькие» пени в несколько сот рублей за период, когда «Квартал-Прогресс» был уже не вправе рассылать свои квитанции, но продолжал это делать. Есть за что бороться Несмотря на все эти перипетии, жители дома 10а по ул. Молодежной считают, что борьба эта не была напрасной. «В начале этого года мы получили отчет «Квартал-Прогресса» о выполненных в 2011 году работах по нашему дому. Суммы там большие, а что прячется за строчками «текущий и капитальный ремонт», «техническое обслуживание общедомового оборудования», «прочие услуги» так и не поняли», – говорит Вера Рябинина. А вот отчет ООО «Молодежное» сразу порадовал жителей своей простотой: «Сентябрь: освещение у подъездов и входных дверей – 25 000 руб. – материалы, 11 000 руб. – работа. Октябрь: установка общедомового счетчика холодной воды – 55 000 руб.; замена разрушенных оголовков вентканалов (6 шт.) – 27 000 руб.- материалы и 14 000 руб. работа. Ноябрь: установка урн – 5000 руб.» Депутат Городской думы Олег Чесноков, в округе которого находится дом 10а по ул. Молодежной, считает, что смена УК – единственный выход для тех, кто хочет знать, за что он платит, и получать то, что положено, качественно и в срок. «В нашем городе порочна сама система ЖКХ. Управляющие компании и рады бы порой помочь жителям в решении коммунальных проблем, но у них на это нет денег. Все деньги жителей за содержание и ремонт идут в «Управдом», а до УК, бывает, не доходят. В ООО «Молодежное» же средства жителей поступают напрямую. И в двух домах – Молодежная, 10 и 10а, передавших ей управление, за год сделано столько, сколько прежняя УК не наработала и за три года. И это при том, что весь год приходилось тратить силы и время на суды, а собираемость платежей составляла поначалу всего лишь 20-30%», – говорит Олег Чесноков. С судами все ясно, считает депутат. Для «Управдома» «уход» даже нескольких домов в другие УК – опасный прецедент. А ну как все жители захотят попытать «счастья» на стороне? Прибыльный коммунальный бизнес, много лет державшийся на незнании и пассивности большинства горожан, может в конце концов и прогореть. Выбор – за нами «Жители имеют полное право сменить УК», – говорят юристы. Теоретически сделать это не так уж сложно. Достаточно провести общее собрание жильцов, определить свои претензии к прежней управляющей компании и принять решение о расторжении договора с ней и о переходе в ведение другой, правильно оформив это решение. Затем отправляется уведомление прежней управляющей компании, и в течение 30 дней управление домом должно быть передано новой, выбранной компании. Естественно, предварительно нужно достичь полной договоренности с новой управляющей компанией – готовы ли там взять ваш дом, на каких условиях, знают ли его слабые места. В России уже ведется множество судебных процессов по определению законности действий одной УК и незаконности другой. А спорные дома в это время как бы «зависают» между двух УК. И все-таки попытка – не пытка. Надоело терпеть коммунальные неурядицы, латать общедомовые дыры за свой счет и добиваться от действующей УК справедливости, положенной законом и добросовестно оплаченными квитанциями? Тогда объединяйтесь и действуйте, заранее набравшись терпения и подготовившись к длительным судебным процессам, к безразличию городских властей и всевозможным нарушениям законодательства со стороны коммунальных монополистов. Елена Родионова