Новогодние праздники задались не у всех дзержинцев. И дело не в том, что у них случились неприятности. Гнетет людей большая коммунальная проблема – ситуация с отоплением. Из года в год тепло в их квартиры приходит позже положенного срока, и изменить ситуацию, похоже, нет никакой надежды. Тут уж не до праздников… Стоял за стояк Ветеран труда, инвалид Александр Сергеевич Егорченков и четверо его соседей – жители дома 53а по ул. Гайдара – принесли в редакцию жалобу на работников Дзержинской управляющей компании. Два года подряд коммунальщики, пуская тепло в этот дом, забывают про два стояка в одном из подъездов. В 2011 году жители пяти квартир тепла ждали неделю. В дом оно пришло вовремя – 1 октября, а к ним только 7-го. В 2012 году – еще хуже. Обратившимся к нам дзержинцам в холоде пришлось прожить две недели – до 15 октября. Как рассказал Александр Сергеевич, сообщения об отсутствии тепла он и его соседи передавали в ЖЭУ ежедневно. Но в домоуправлении отвечали, что в течение двух недель после официального пуска отопительной системы в городе требовать чего-то бесполезно – это якобы нормально, что отопление получают не все сразу, ведь домов много и в них полно проблем. Наверное, чисто технически это так, хотя, по всей видимости, не совсем законно. В Интернете мы нашли ряд судебных решений в пользу жителей разных городов, не получивших тепло в течение… трех, пяти, семи дней после пуска центральной отопительной системы. Кроме того, никто не отменял пробный пуск тепла, в том числе и в Дзержинске. Он проводится за несколько дней до начала отопительного сезона, чтобы как раз проверить исправность системы, подлатать дыры и «отопить» всех вовремя – день в день. В общем, Александр Егорченков вместе с соседями письменно засвидетельствовали отсутствие тепла в своих квартирах – 9 и 14 октября 2012 года. А потом, несмотря на то, что 15 числа их все же «отопили», стали жаловаться в управление ЖКХ администрации города и требовать от ДУК перерасчета. На запрос УЖКХ исполнительный директор ООО «ДУК» Л.К. Скороспелова ответила, что в доме 53а по ул. Гайдара 5 октя-бря 2012 года лопнул разводящий трубопровод, из-за чего система отопления была отключена. В тот же день аварию устранили, но часть стояков оказалась «завоздушенной», и по заявкам жителей работники ДУК проводили регулировку их работы. Про то, что у людей не было отопления и до 5 октября – ни слова. А дальше цитата: «От Егорченкова А.С. заявка на неработающий стояк отопления в помещении кухни поступила 08.10.12 г. В этот же день работники ООО «ДУК» пошли к Егорченкову А.С., чтобы произвести регулировку работы стояков отопления по его квартире, однако доступ к своим стоякам в подвале дома Егорченков А.С. слесарям не предоставил. Доступ к стоякам отопления по его квартире был предоставлен лишь 15.10.12 г.». А мы и не знали, что в наших подвалах по каждой квартире есть свой доступ к стоякам и что его можно предоставить, а можно не предоставить слесарям. Кто же спрашивает разрешения на пуск тепла у замерзающих жильцов?! Но у Егорченкова, видимо, спросили, и пожилой инвалид, по версии коммунальщиков, неделю охранял свой стояк от запуска тепла. Нет отопления, есть болото Еще больше досталось жителям дома 27в по ул. Студенческая (их управляющая компания – ООО «Жилпром»). Здесь уже несколько лет тепло подают на 3-4 недели позже срока. Жильцы считают, что пуск отопления в их доме постоянно откладывается из-за аварийного состояния системы, которую никто толком не ремонтирует. При этом в подвале дома текут не только трубы отопления, но и ГВС, канализации. Сырой подвал – причина неприятного запаха, распространяющегося по всему дому. Но это полбеды. Из-за высокой влажности деревянные полы квартир на первом этаже полностью прогнили. Люди вынуждены за свой счет укреплять их цементом. Жителям вторых и третьих этажей повез-ло больше – полы здесь не рухнули, а только треснули и стали «многоуровневыми» – где повыше, где пониже. Чтоб не спотыкаться, хозяева закрывают эти ступеньки металлическими заплатками и коврами. От комаров, клопов, муравьев, гнили и плесени и вовсе нет защиты. Сколько бы ни пытались хозяева квартир отчистить стены и потолки от сырого черного налета, он все равно очень быстро «восстанавливается». Жить в таких условиях попросту опасно. Десятки раз обращались жильцы дома к своей домоуправляющей Надежде Рябининой с просьбой отремонтировать трубы в подвале и своевременно пускать тепло в квартиры, но что толку. Луч надежды пролился на жителей дома только однажды, когда в отчаянии они обратились с теми же мольбами к президенту страны, а тот «спустил» письмо в область, область – в город. Тогда, в январе 2009 года, пришел авторам челобитной ответ от мэра Дзержинска – он обещал, что дом 27в по ул. Студенческой в ближайшие месяцы будет капитально отремонтирован. Ближе к концу названного срока жильцы спустились в подвал и зафиксировали результаты «кап-ремонта» на бумаге: «Злополучная канализация как текла, так и течет. Трубы в подвале 1-4 подъездов висят, как гамаки. В подвале подъездов 1 и 2 – вонючее болото. В квартирах невозможно дышать от запаха канализации, в квартирах первого этажа крысы прогрызли пол и разгуливают по комнатам». «Нас обманывают, обворовывают, ведь за эти услуги мы еще и платим. Как жить, если домой всякий раз идти тошно?!» – возмутились терпящие коммунальное бедствие горожане. Ответа не добиться По словам жителей дома 27в, в ответ на их «самиздатовские» акты о состоянии подвала работники ЖЭУ взяли и навесили на все входы в подвал замки, не предоставив ключей жильцам. Пробовали мы дозвониться в ЖЭУ №1 ООО «Жилпром». Но так же, как и в домоуправлении ООО «ДУК», к которому относится дом 53а по ул. Гайдара, трубку в течение нескольких дней никто не брал. Не иначе и начальники, и их заместители, и даже секретари этих организаций целыми днями трудятся «в поле». Зато на наш телефонный звонок ответили в «головной» конторе ООО «Жилпром» – трубку взял начальник ПТО Дмитрий Тепляков. Он объяснил, что системы отопления и канализации в доме 27в по ул. Студенческой нуждаются в капитальном ремонте, но платежей жителей за обслуживание жилья и текущий ремонт на это, конечно же, не хватает. Приходится выполнять только плановые работы, и из-за этого пуск тепла по отдельным стоякам в доме действительно запаздывает. Но это нормально, утверждает Тепляков, поскольку весь город в один день запустить невозможно. Что касается ключей от подвалов, то они, согласно Жилищному кодексу, непременно должны быть у жителей, так как подвал является их долевой собственностью. Получается, что ЖЭУ №1 ведет коммунальную политику вразрез с законом и своей головной компанией? Но это частный вывод, а общий заключается в том, что единственной «услугой» в Дзержинске, которую довели до совершенства все без исключения городские УК, является сбор платежей с населения. Не заплати месяц-другой – и узнаешь все законы ЖКХ и свои многочисленные обязательства в этой сфере, а также скольким людям и организациям ты задолжал за тяжкие труды. Перерасчет – единицам Однако, когда деньги за коммуналку берут напрасно и это становится совсем уж очевидным, жители начинают требовать перерасчета. Так поступили в обоих домах, о которых идет речь. Пенсионеру Егорченкову из ДУКа ответили, что перерасчет за отопление возможен только на основании акта о нарушении температурного режима в квартире. Но поскольку с такой просьбой в ЖЭУ никто не обращался, то акта нет, а значит, не будет и перерасчета. Хотя сам Александр Сергеевич уверяет, что требовал от УК составить такой акт на протяжении всего времени, пока его квартира оставалась холодной. А в домоуправлении в ответ ссылались на двухнедельный период «пробного» пуска тепла, когда в системе отопления возможны любые метаморфозы – их все не нафиксируешь. Тем не менее жительнице одной из квартир дома 27в по ул. Студенческой удалось получить перерасчет по отоплению. Для этого она, по ее же выражению, «мотала нервы» работникам ЖЭУ каждый день в течение полугода. В 2008 году ей вернули 700 рублей, а за текущий отопительный сезон задолжали и пока не пересчитали больше 1000 рублей. Здесь тоже вскрылся один интересный нюанс. За месяц без тепла коммунальщики должны вернуть собственнику сумму, которую он оплачивает за эту услугу ежемесячно. Большинство дзержинцев платит за отопление в течение всего года – 12 месяцев, а некоторые – только в отопительные сезон – 7 месяцев. Первые платят меньше, но чаще, вторые больше и реже, при том что итоговые суммы платежей за год получаются одинаковые. Так вот, при перерасчете в выигрыше остаются те жители, которые платят в месяц за отопление по 1/7 – сумма возврата получается почти в два раза больше, чем при оплате по принципу 1/12. В общем, прежде чем добиваться перерасчета, есть смысл написать заявление в ОАО «НКС» с просьбой выставлять счет за тепло только в период его фактического предоставления – с октября по май. Верните надежду! На что надеются люди, обращающиеся за помощью в борьбе с коммунальным беспределом к журналистам? На публичное разоблачение тех, кто годами им лжет, прикрывается несуществующими нормами закона, не исполняет своих обязанностей, выкручивается, выкручивая руки? Вряд ли. В наше время денег праведный гнев в газетных статьях мало кого задевает. И все-таки надеются. Александр Егорченков, попавший сразу после эпопеи с отоплением в больницу в предынфарктном состоянии, надеется на то, что в следующем отопительном сезоне тепло его семья получит вовремя, и он больше не будет переживать и болеть. На выздоровление надеется и пятилетняя Настя из дома 27в по ул. Студенческой – от холода и сырости дома у нее не проходят легочные заболевания. Люди верят в то, что когда они пишут президенту, губернатору или мэру: «Не отмахнитесь, вмешайтесь в нашу ситуацию», их письмо не вернется обратно в ЖЭУ, где на него дадут абсурдный или банальный ответ. Они верят, что власть имущие прочитают эту заметку и захотят получше узнать, как живут пенсионер Егорченков и девочка Настя. А узнав, лично спросят с руководителей жилищных организаций: почему пожилого человека вводят в заблуждение по поводу сроков пуска отопления и перерасчета по теплу, почему в доме много лет не чинят коммуникации. Может быть, даже найдутся деньги на капитальный ремонт этих домов, и тогда жители надолго забудут о своих общедомовых бедствиях. А может быть, в нашем городе введут упрощенную систему получения перерасчетов за неполученные, недополученные и некачественные коммунальные услуги, и службы, их оказывающие, начнут работать быстрее и лучше… Глядишь, и вернулась бы тогда к людям вера в то, что они, наконец-то, будут жить по-человечески. Елена Родионова