Дзержинское время

С каждым годом сумма задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги становится все больше. В Дзержинске эта проблема тоже актуальна. Причем многие неплательщики – вполне состоятельные люди. Они не платят за коммуналку по какому-то внутреннему убеждению, а скорее всего, решили, что на этой статье можно сэкономить. К такому выводу пришли на ОАО «Дзержинский водоканал».
Каждому по заслугам
Недавно на ДВК состоялся «круг-лый стол» на тему долгов жителей города за холодную воду. В беседе приняли участие: генеральный директор предприятия Андрей Рехалов, директор по финансам и коммерции Андрей Рябов, директор по правовым вопросам Ольга Николаева, руководитель службы по работе с абонентами и потребителями Игорь Кудрявцев.
«Мы ведем базу наших потребителей уже много лет и хорошо знаем историю каждого лицевого счета. Есть люди, которые платят всегда, есть те, кто не платит годами. Наше отношение к потребителям – соответствующее», – заметил Игорь Кудрявцев. Если человек, живущий по определенному адресу, всегда оплачивал счета за воду и вдруг перестал это делать, а чуть позже обратился в абонентскую службу с просьбой о реструктуризации долга по причине, например, потери работы, в ДВК всегда пойдут ему навстречу. «У нас нет цели отбирать у добросовестных плательщиков последнее, если они попали в трудную жизненную ситуацию. Но мы сделаем все, чтобы вернуть деньги за уже предоставленные услуги с обеспеченных граждан, которые просто не хотят платить», – добавил Андрей Рябов.
Ежемесячно на ДВК готовится около 1000 исков в суд на должников. Причем с виновных требуют вернуть уже не только сумму долга, но и пени, госпошлину, судебные издержки. На «круглом столе» пояснили, что должниками на ДВК считают тех, кто не платит за холодную воду и канализацию в течение трех месяцев. Хотя по Жилищному кодексу к должникам относятся все те, кто не заплатил до 10 числа следующего за отчетным месяца. Ведь услуги за месяц получены в полном объеме, значит и расплатиться за них нужно сразу.
Дойдем до каждого!
Неплательщиков на ДВК делят на две категории. Это те, кто действительно не может временно платить за коммунальные услуги. Таким, как уже говорилось, на водоканале готовы помочь. Помогает им и государство. Андрей Рехалов не устает напоминать, что жители по закону не должны платить за коммунальные услуги больше 18% своих доходов. Если плата превышает этот порог, гражданину положена жилищная субсидия. «Но, чтобы ее получить, необходимо приложить некоторые усилия – проконсультироваться, собрать документы, подтверждающие доходы, написать заявление в отдел социальной защиты. Это нормально: ты потрудился и получил возможность компенсировать часть оплаты коммунальных услуг», – высказался директор ДВК.
Вторая категория должников – те, кто платить не хочет. Стандартная ситуация: человек берет в кредит дорогую иномарку и платит за нее ежемесячно немалые деньги.
И почему-то здесь он решает сэкономить на оплате коммунальных услуг. Машину-то без денег не купишь, а вода из крана как лилась, так и будет литься, хоть плати, хоть не плати, считают некоторые. И в этом главное заблуждение таких людей. Но к этому мы еще вернемся.
«Мы вместе с работниками ЕРКЦ выезжаем к неплательщикам.
В квартиры не всегда удается попасть, но добротные входные двери, кондиционеры, новенькие пластиковые окна, с которых еще наклейки не убраны, красноречиво говорят о том, что здесь живут далеко не бедные люди», – говорит директор по финансам и коммерции.
По словам участников «круглого стола», есть среди должников и такие, кто пытается убедить комиссию, что не платит за ХВС из-за низкого качества услуг. На водоканале считают, что это повод надуманный, и если кого-то что-то не устраивает, нужно сообщить об этом, а не копить долги. На водоканале стараются быстро реагировать на любые жалобы, замечания и просьбы своих абонентов.
Как бы там ни было, на каждого своего должника руководство городского водоканала намерено подать иски в суд и всеми законными способами вернуть долги.
Суд да дело
Идти или не идти на судебное заседание по поводу коммунальных долгов – личное дело каждого ответчика.
Большинство из них на суды не ходят, а потом искренне удивляются, что за их спиной было принято решение взыскать с них энную сумму денег. Многих вообще начинает беспокоить эта проблема только после того, как у них с банковских счетов списывают все деньги. Между тем процессуальное законодательство сегодня позволяет выносить решения в суде даже при отсутствии какой-либо стороны. Поэтому в суд идти нужно обязательно, советуют должникам сотрудники ДВК.
«Ответчик должен в первую очередь быть заинтересован в том, чтобы доказать свою точку зрения и объяснить причины.
А у нас люди не приходят на суд, а потом начинают возмущаться: мы не там прописаны, неправильно указано количество проживающих», – снова взял слово Андрей Рябов. Меры ужесточатся
Уже сейчас многие коммунальные компании, в том числе и ДВК, работают по возврату долгов на основании судебных решений не только с приставами, но и с банками. Банки обязаны в трехдневный срок после поступления к ним исполнительного документа арестовать счет должника и списать с него сумму долга. И вновь вводимые законами меры против должников будут только ужесточаться.
«Если у гражданина нет на счету необходимой для расчета с ресурсоснабжающими организациями суммы, у него могут арестовать автомобиль, бытовую технику, запретить выезжать за границу и это еще не все. Новое законодательство только усилит ответственность граждан в вопросе внесения платы за коммунальные услуги. Пени повысят в два раза, в итоге они составят около 20% годовых от суммы долга. Банки обяжут не предоставлять кредит людям, имеющим коммунальные долги. Возможно, даже разрешат вводить ограничения по поставке коммунальных услуг: у должников отключат канализацию, а вода будет литься тонкой струйкой. Мы хотим донести до людей, что последствия неоплаты счетов за коммунальные услуги будут для них гораздо тяжелее, чем ежемесячные взносы за эти коммунальные услуги.
Поэтому лучше долги не копить, а все-таки постараться оплачивать квитанции за ЖКУ вовремя», – рассказала Ольга Николаева. Как аукнется…
Журналисты в вопросах оплаты коммуналки почти всегда на стороне простых граждан. Да, нас «задавили» счетами за установку общедомовых счетчиков, ОДН, повышающимися тарифами. Но нужно понимать, что услуги нам предоставляют совершенно разные организации и все они строят отношения с потребителями по-разному. ДВК, например, по собственной инициативе предоставил дзержинцам возможность платить за счетчики ХВС в рассрочку без процентов (и, кстати, большинство горожан выбрали именно этот способ оплаты). В абонентском пункте водоканала не бывает больших очередей, а любой конфликт здесь стараются уладить спокойно и вежливо.
Водоканал вкладывает средства в развитие инфраструктуры (а это новые трубы ХВС, замена коллекторов, установка повысительных насосных станций и так далее) с опережением графика, который был составлен совместно с городской администрацией. Понятно, что если бы деньги за свои услуги водоканал получал сполна и в срок, все работы велись бы быстрее и качество услуг водоснабжения и канализации в нашем городе было бы еще выше. Елена Миронова