Вера Соловьева: «Потребитель не тот, что раньше»

Дзержинское время

В минувшее воскресенье, 15 марта, весь мир в двадцать четвертый раз отметил День защиты прав потребителей. Наш город не стал исключением из правил. Торжественные речи, признания, а также слова-напутствия звучали в этот день в адрес всех организаций, которые стоят на страже интересов современных покупателей. Поздравить с профессиональным праздником, а заодно и узнать о дальнейших планах дзержинских правозащитных организаций отправился и корреспондент «Дзержинского времени». А собеседником «ДВ» стала известный борец за права потребителей – председатель общественной организации по защите прав потребителей, начальник сектора по защите прав потребителей Вера Александровна Соловьева.

– Вера Александровна, расскажите, пожалуйста, когда и при каких обстоятельствах родилась идея отмечать День защиты прав потребителей?

– Традиционно День защиты прав потребителей отмечается в годовщину выступления президента США Джона Кеннеди на Конгрессе 1961 года, когда им были сформулированы четыре основных права потребителя: право на безопасность, на информацию, на выбор и право быть услышанным.

Позднее к ним добавились еще четыре: право на возмещение ущерба, на потребительское образование, на удовлетворение базовых потребностей и на здоровую окружающую среду.

В 1983 году 15 марта был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. В России этот день получил признание в 1992 году после принятия Закона о защите прав потребителей. На сегодняшний день этот законодательный акт всецело доказал свою жизнеспособность, в значительной мере изменив в лучшую сторону положение как в сфере правотворческой, так и сфере правоприменительной практики.

Потребительские движения же в России возникли примерно в 1988 году.

Среди них – Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ). Сегодня СПРФ объединяет свыше 100 региональных и городских обществ потребителей – большую часть всех реально работающих в России потребительских организаций. За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую помощь.

Когда появилась первая организация по защите прав потребителей в нашем городе?

– Сначала при администрации Дзержинска была создана общественная организация по защите прав потребителей, которую также возглавил Юрий Герлецкий. Позднее был создан сектор по защите прав потребителей, который также возглавил Юрий Герлецкий. В немногочисленный состав сотрудников этого отдела вошла и я. С тех пор сектор и общественная организация работают в очень тесном контакте. Этот тандем дает положительные результаты как в разборе конфликтных ситуаций, так и на судебном «поприще».

В чем заключается работа сектора?

– У каждой правозащитной организации множество направлений в работе, и мы в этом плане не исключение. Но приоритетными, на мой взгляд, можно назвать работу с жалобами, индивидуально-консультационная работа, судебная защита и потребительское образование.

Что касается работы с жалобами, то здесь основной принцип, которым мы руководствуемся, – честный разбор всех заявлений. Это даже стало, можно сказать, кредо нашего сектора.

В индивидуально-консультационной работе самое главное – выслушать «потерпевшего» и разобраться в сложившейся проблеме. Ведь в сектор по защите прав потребителей обращаются самые разные люди. Поэтому приходится быть очень чутким психологом, искать к каждому индивидуальный подход. Могу сказать, что за многолетнюю практику не было ни одного случая отказа в помощи с нашей стороны. Исключение, конечно, составляют обращения с необоснованными жалобами.

(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 19 марта 2009 года)

Елена ГОЛОВИНА