В канун Дня Победы, 7 мая, Государственная Дума приняла поправки в федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», предложенные в феврале этого года президентом Дмитрием Медведевым.
Нынешние изменения в документ, который начиная с 2003 года неоднократно корректировался, как никогда существенны – благодаря им представительные органы на местах получили право досрочно удалять в отставку глав муниципального образования. Кроме того, расширился круг оснований, по которым градоначальник может быть отстранен от должности, а равно и упростилась процедура отрешения его от власти.
Помнится, после обнародования законопроекта мы попросили председателя Городской думы прокомментировать президентскую инициативу. Однако Илья Поляшов тогда отказался высказываться о предполагаемых радикальных поправках в легендарный закон и предложил поговорить после того, как они будут приняты. Слово Илья Александрович сдержал – ответил на все вопросы нашего журналиста.
– К избирателям и губернатору, которые и раньше могли инициировать отзыв и отрешение от власти глав муниципальных образований, в соответствии с поправками в Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» добавились еще и депутаты местного представительного органа. За какие «провинности» парламентарии могут снять градоначальника?
– Основания для удаления главы муниципального образования в отставку прописаны в статье 74.1 поправленного закона. Однако прежде чем поговорить о них, я хотел бы отметить, что термина «удаление в отставку» в юридической практике до этого не существовало. И многие юристы ставят под сомнение необходимость его использования, считая, что таких понятий, как «досрочное прекращение полномочий», «отзыв», «отстранение от власти», было вполне достаточно. Тем не менее законодатели решились на нововведение.
Итак, пункт 1 упомянутой статьи гласит, что представительный орган муниципального образования вправе удалить в отставку главу местной администрации по инициативе депутатов или высшего должностного лица субъекта РФ, то есть губернатора.
А дальше перечисляются основания для этого. Первое: если в следствие решений, действий или бездействий органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и бюджетных обязательств, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году. При этом просроченными считаются долги, не погашенные в течение 3 месяцев со дня их появления.
Мэр может быть удален в отставку и в том случае, если просроченная задолженность муниципалитета по исполнению своих бюджетных обязательств превышает 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств бюджетов федерального и субъектов РФ в отношении указанных муниципальных образований. И здесь речь уже идет не о просроченных долгах муниципалитета кому-то, а о неисполнении им расходов, прописанных в бюджете, о нефинансировании почти половины его статей.
И если раньше оба финансовых нарушения служили причиной для того, чтобы отстранить органы местного самоуправления от управления бюджетом и временно переложить эти функции на субъекты РФ, то теперь они позволяют досрочно прекратить полномочия главы муниципального образования.
Среди оснований для удаления мэра в отставку – нецелевое расходование субвенций при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий, нарушения Конституции РФ, федеральных или областных законов, установленные судом, неисполнение в течение трех и более месяцев своих обязанностей. И, наконец, последнее, за что мэр может быть лишен должности, – неудовлетворительная оценка его деятельности, данная два раза подряд представительным органом муниципальной власти по результатам его ежегодного отчета перед депутатами.
Замечу, что ранее закон не обязывал представительную власть оценивать работу главы администрации. И, начиная с 1998 года, когда в уставе нашего города появилась статья о ежегодном отчете мэра, депутаты лишь принимали его к сведению. В этом году мы сделали это в последний раз, теперь наше мнение о результатах работы исполнительной власти будет выражаться по оценочной шкале – «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и так далее.
– Насколько мне известно, процедура отзыва главы местного самоуправления избирателями настолько сложна, что мало кто решится вступить на этот путь…
– Но в некоторых муниципальных образованиях все же вступали. И даже до конца доходили…
– При обсуждении же законопроекта говорилось о том, что депутатам не придется преодолевать никаких процедурных трудностей при удалении в отставку мэра…
– Инициировать процедуру имеет право одна треть от установленной численности депутатов. Не позднее одного месяца Городская дума должна рассмотреть это предложение. Причем решение считается принятым, если за него проголосовали две трети депутатов. Через 5 дней оно должно быть опубликовано, после чего вступит в законную силу. Если же инициатива отклонена, то через 2 месяца несогласные депутаты могут повторить попытку.
– Причины, по которым губернатор и избиратели могут отправить мэра в отставку, в большинстве своем все основываются на решении суда. При удалении же мэра в отставку силами депутатов вмешательство третьей власти, похоже, скорее исключение, чем правило…
– Так и есть. Удивительным на этом фоне выглядит сохранение в законе статей, которые требуют обязательного вердикта судебной власти при прекращении полномочий главы администрации, так называемого сити-менеджера. Он нанимается по контракту, в котором скрупулезно прописаны не только его обязанности, мера ответственности, но и условия прекращения полномочий.
Но если в новом законе не всегда требуется решение суда для удаления главы местной администрации в отставку, то учет мнения губернатора в этом случае обязателен. Правда, не совсем понятно, какова будет судьба депутатской инициативы, если глава региона выскажется против – в законе на этот счет ничего нет. Подобная двусмысленность недопустима в законодательных актах, не говоря уже о том, что само положение закона об учете мнения губернатора при удалении мэра в отставку вызывает сомнения в конституционности. Согласно Конституции РФ, органы местного самоуправления не входят в структуру органов государственной власти. И всякое вмешательство органов госвласти в деятельность муниципалитетов вообще-то запрещено.
По большому счету и удаление мэра в отставку по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ не вписывается в Конституцию. Отзывать или нет мэра – это проблема местного самоуправления. При чем тут губернатор?!
Я вообще считаю, что этим законом вертикаль власти выстроена до конца, от мэра до президента. У государственной власти появилась реальная и законная возможность вмешиваться в дела муниципалитетов.
И это не только мое мнение. В первом номере журнала «Муниципальная власть» ряд экспертов на этот счет высказываются отрицательно…(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 21 мая 2009 года)