Последние несколько недель прогрессивная городская общественность только и обсуждает планируемые поправки в городской устав. Аргументы «за» и «против» идеи изменения действующей системы управления муниципалитетом звучат со всех сторон и на все лады. И вроде бы многим практически все понятно в предлагаемых моделях управления городом. Стали очевидны как их недостатки, так и преимущества. Неясным остается лишь одно – зачем все эти изменения нужны действующей власти, которая и запустила сложный механизм внесения поправок в Устав Дзержинска.
Одни эксперты утверждают, что губернатор, так сказать, надавил. Другие выступают за то, что просто время пришло менять устройство городской власти – кризис на дворе. И только действующая администрация все это время сохраняет завидное спокойствие, сдержанно аргументируя свою позицию по самому острому на сегодня городскому вопросу. А нынешний градоначальник и вовсе сложившуюся ситуацию никак пока не комментировал, так что до сих пор нам оставалось только гадать, что же думает сам мэр по поводу грядущих изменений. Вот мы и спросили его об этом. У нас в гостях мэр города Дзержинска Виктор Валентинович Портнов.
– Виктор Валентинович, раскройте нам все-таки тайну, зачем и почему действующая администрация внесла на рассмотрение Думы поправки в городской устав? Лично мне показалось, что ваша команда нехотя пошла на этот шаг, поддавшись нажиму сверху. Но я могу и ошибаться.
– Причина проста и прозаична, уже практически вся Нижегородская область, за исключением Нижнего Новгорода и Дзержинска, перешла на новую систему формирования муниципальных органов власти. Мы тоже пришли к этому, потому что, на мой взгляд, не правильно, когда в одних муниципальных образованиях выборы проходят по одной системе, в других – по другой.
– Но с другой стороны, не секрет, что в одних городах новая система управления работает прекрасно, а в других – нет. А где гарантии того, что она приживется у нас?
– Гарантий никто дать не может. Но у нас есть отрицательный пример работы нынешней системы. Я говорю про историю с главой Кулебакского района. Его почти два года не было на месте, а ничего сделать с ним не могли.
– Но это всего лишь один пример.
– А у нас хоть один мэр два раза избирался в городе? Нет. А посмотрите на соседние районы – Володарский, Борский, Балахнинский или Павловский. У них там главы местного самоуправления работают по несколько сроков, и ситуация там более управляемая и предсказуемая. А у нас же: как не выборы, так скандалы и войны элит.
– На утверждение временной комиссии по внесению изменений в устав администрация внесла вариант, при котором глава города избирается всенародно. Но депутаты настояли на обсуждении общественностью и другой модели, по которой глава избирается из числа депутатов Думы. Вас лично, какой вариант больше устраивает и почему?
– Меня лично устраивают прямые всенародные выборы. Но интересы города важнее, и нужно исходить именно из них. Но даже в случае смены модели управления городом, глава местного самоуправления, по моему мнению, должен избираться народом. Так он будет чувствовать поддержку избирателя. Хотя ничего плохого в избрании главы города из числа депутатов я тоже не вижу.
– На каком посту вы видите себя в случае принятия депутатами поправок в устав – главы города или руководителя администрации? Не собираетесь же вы на пенсию уходить, пока вроде рано? Да и рейтинг ваш остается высоким.
– В случае принятия поправок в устав, в городе по-прежнему будет одно высшее должностное лицо – глава местного самоуправления. На эту должность я и планирую сегодня баллотироваться. Независимо от того, какая форма избрания будет принята депутатами.
– В последнее время в городе ведутся дебаты о том, что нужно отделить политику от экономики в деле управления городом. А на ваш взгляд насущная необходимость в этом есть?
– Подобная система отчасти работает и в действующей администрации. Мой первый заместитель Алексей Юрьевич Хилов совместно с другими заместителями «ведет» экономический блок. А политические функции выполняю я. Представляю наш город на международном и межмуниципальном уровнях, в областном правительстве и парламенте. Поэтому подобная система уже сегодня работает, хотя не закреплена юридически. Ведь разбираться во всех вопросах одному человеку невозможно.
– И все же ваша администрация совсем недавно предприняла шаги по усилению экономического блока, назначив на должность заместителя мэра по экономике господина Новикова. У вас, кстати, появился и советник по инвестициям и экономике Александр Куликов. Эти изменения с чем связаны? Не с тем ли, что скоро выборы, и нужно сити-менеджера выбрать?
– Что касается советника, то он работает на общественных началах, и подобные ему люди у меня уже есть. Например, Лидия Сергеевна Лариошкина – советник по дошкольному образованию, Белла Юрьевна Чуркина – советник по культуре и так далее…
(полный текст статьи читайте в газете “Дзержинское время” за 22 октября 2009 года)
Беседовал Сергей Кулаков