Если о предыдущих преобразованиях в социальной сфере города горожане и СМИ узнали от градоначальников, то в этот раз новость о еще одной волне реформ в этом блоке исходила из других источников. Руководители учреждений социальной сети, депутаты Городской думы и Законодательного собрания области – именно от них пресса узнала, что ветер перемен снова подул в социальном направлении. История получилась довольно скандальной, с созданием специальной депутатской комиссии, призванной разобраться во всех ее перипетиях. А что же исполнительная власть? Все это время первые лица города на вновь обострившуюся тему не высказывались. И наше интервью с мэром Дзержинска Виктором Портновым – попытка узнать официальную точку зрения на последние события в городской социальной сфере. Вообще же разговор получился фронтальным – прошлись почти по всем фронтам социалки. – Виктор Валентинович, как вы относитесь к тому, что пишет пресса о нынешней социальной реформе? – Сегодня много «специалистов» по социальным вопросам. Но есть действительно специалисты с большим опытом работы в этой сфере. И говоря о ней, надо понимать, что время нам досталось и хорошее, и не очень. Все-таки за последние годы действующая администрация сделала очень много. А непростая ситуация в социальной сфере сегодня потому, что она долгие годы находилась, по сути дела, в законсервированном состоянии. И сколько было школ, детсадов, клубов в советские времена, столько мы и получили в наследство. Просто жизнь тогда не требовала реформ, такой задачи никто не ставил. Мы же попали в эпоху перемен. И надо с этим как-то жить. Для того чтобы успешно содержать ту социальную сеть, которая есть сегодня, городу необходимо около 4 миллиардов рублей. Бюджет же 2008 года был 2 миллиарда 600 миллионов рублей. В этом году – 2 миллиарда 400 миллионов. Эта разница в 200 миллионов кажется большой, но беда в том, что это далеко не вся сумма, которую мы потеряли. Сумев перейти с 1 апреля прошлого года на подушевое финансирование, муниципалитет взял на себя дополнительные расходы на зарплату, увеличившуюся у разных категорий бюджетников от 25 до 40 процентов. А это около 150 миллионов. Плюс тарифы на ЖКХ, которые тоже выросли за эти два года. Это еще под 100 миллионов рублей. Вот и получилась в 2010 году в бюджете «дыра» около 500 миллионов рублей. За предыдущие три года нам удалось наладить жизнь в городе. И если бы не кризис, мы и сейчас жили бы припеваючи. Вспомните, мы ведь в последние годы каждые 3 месяца подсчитывали дополнительные доходы и направляли их либо в социальную сферу, либо на благоустройство. Но надо уметь жить и в тяжелых условиях. – Как в этом году наполняется бюджет? – В январе и феврале мы выполнили план по доходам, и в марте идем более или менее в графике. Это говорит о том, что те социальные обязательства, которые мы на себя взяли в этом году, скорее всего, нам удастся выполнить. Но это вовсе не значит, что мы должны брать на себя дополнительные обязательства. Вот, к примеру, клуб патриотического воспитания «Отечество». Из трех помещений, которое он занимал, одно требует серьезного ремонта. Денег на это у города нет, поэтому клуб освободил помещение на улице Попова. Я беседовал с руководством «Отечества», и оно со мной согласилось, что клуб патриотического воспитания должен работать в школах. Это решение выгодно всем – муниципалитет избежит ненужных затрат, школы не будут пустовать, а воспитанники клуба будут заниматься в хороших условиях. Да еще своим примером привлекать в кадетские ряды других школьников. – А что будет с помещением, которое освободилось на улице Попова? – Мы его выставим на торги. – Как могут школам помочь новоселы из «Отечества»? – В условиях подушевого финансирования богаче та школа, в которой учится больше детей. И если она полностью укомплектована, средняя зарплата учителей достигает 14 тысяч рублей. Как, скажем, в 7-й школе. – Но позвольте, педагоги всех школ жалуются, что с нового года у них сократилась зарплата… – Она не сократилась у них ни на копейку. Учителям, правда, сейчас задерживают федеральные выплаты за классное руководство. Но мы имеем заверение, что эти деньги, в конце концов, придут. Здесь надо немножко подождать. Возможно, речь идет о стимулирующих выплатах учителям, которые начисляются по результатам работы. Может быть, и произошло их сокращение. Но здесь все отдано на откуп директорам школ. Городская администрация никоим образом не вмешивается в этот процесс. – На протяжении последних трех лет закрывались и реорганизовывались школы. Какие планы на этот год? – В 2010 году не планируется закрытия школ. Но мы, если бы представилась такая возможность, переселили бы 5, 10 и 2 школы в другие здания. Было бы здорово построить новую современную школу, но на сегодняшний день такой задачи у нас не стоит. А вот новый детский сад на улице Попова мы все-таки надеемся подарить городу. Уже готов проект, он прошел госэкспертизу, и теперь ждет финансирования. Он будет строится на средства либо областного, либо городского бюджета. Но это дело не нынешнего года. – Когда сокращают расходы, есть риск ужаться до нежизнеспособного состояния… – Наши оппоненты часто попрекают нас тем, что даже в самые тяжелые времена социальную сферу не сокращали. Но причиной нынешних реформ стал не только дефицит бюджетных средств, но и желание поднять муниципальные услуги на качественно новый уровень. Возьмем, к примеру, библиотеки. Количество посещений неуклонно падает. И не только потому, что теперь все можно прочитать в Интернете. Система обслуживания в дзержинских библиотеках застряла на уровне прошлого века. И сохранить ее в таком виде – чистой воды популизм, желание завоевать дешевый авторитет. Мы же хотим завязать все наши библиотеки, в том числе и поселковые, в единое информационное пространство. Чтобы через компьютерную базу данных можно было найти любую книгу и заказать ее. И такой проект уже есть. Сейчас ожидаем поступления 31 миллиона рублей из федерального бюджета, часть из которых – доплата учителям за классное руководство, а остальное – денежный грант за участие в программе реформирования муниципальных финансов. Эти призовые деньги мы планируем потратить на установку системы видеонаблюдения на улицах нашего города и информатизацию нашей библиотечной сети. Мы наводим в социальной сфере элементарный порядок. Вот вы говорите, что 1400 детей в клубе «Отечество» занимается, а на самом деле, как показала проверка управления, туда ходит гораздо меньше ребят – не больше четырехсот. И заметьте, в тех учреждениях, которые больше всех шумят, как правило, меньше всего порядка. – Из многих учреждений социальной сферы уже поступают тревожные сигналы о долгах за коммуналку… – Насколько я знаю, проблемы с платежами за коммуналку должны были начаться не раньше лета. Но вот мне сейчас доложили, что у некоторых учреждений управления по делам молодежи, культуры, физкультуры и спорта все-таки есть задержки с оплатой за коммунальные услуги. Однако говорить о задолженности можно только в том случае, если платежи просрочены больше, чем на полтора месяца. У нас до этого не дойдет – управление обещало найти деньги в ближайшее время. А если долги все-таки появятся, то это будет говорить о неправильном ведении хозяйственной деятельности со стороны руководителя этого учреждения. – Кажется, самое время поговорить о единой бухгалтерии… – А при чем тут она?! Централизованная бухгалтерия – это инструмент, которым пользуется руководитель муниципального учреждения. Не более того. И если кто-то говорит, что из-за централизации бухгалтерии мы перестали платить ЖКХ, это полная глупость. Цель создания единой бухгалтерии – прежде всего сокращение штата. Сравните: на два театра было 8 бухгалтеров, а теперь два. Вторая цель – унификация отчетов. При проверке тех же театров были выявлены нарушения в ведении бухгалтерской отчетности. На сегодня они исправлены, претензий по этой линии нет. Культура последней примкнула к централизованной бухгалтерии. У образования и медицины, первопроходцев в этом деле, были поначалу более серьезные проблемы, просто они об этом не кричали, не жаловались никому. Надо понимать, что мы сократили бухгалтеров в культуре, но ни на копейку не уменьшили средства, которые идут на постановку спектаклей, не урезали зарплату творческому коллективу. – Теперь в централизованную бухгалтерию стекаются и внебюджетные средства социальных учреждений, за счет которых они решали многие свои проблемы, в том числе и с неприлично низкой зарплатой. Как теперь расходуются эти деньги? – Исключительно на нужды конкретного учреждения и исключительно по решению его руководителя. Ни одна копейка, заработанная тем или иным театром, школой, не уходит на сторону и без ведома их директоров. И на что бы они ни тратили внебюджетные средства – на поощрение ли сотрудников, на покупку оргтехники или ремонт – это их право. Городская администрация в это даже не вмешивается. – Насколько я знаю, в дошкольных учреждениях города в 2010 году дефицит бюджета по статье «Продукты питания» составляет приблизительно 24 миллиона рублей. Как эту проблему вы собираетесь решать? – Вот только не надо делать страшные прогнозы со ссылками на Нострадамуса, на какую-то информацию неизвестного происхождения. Вы бейте тревогу по факту. У нас действительно громадный дефицит везде – в образовании, культуре, других сферах. Но все ведь зависит от того, насколько мы хорошо будем работать и правильно распределять деньги. Мы планируем свою деятельность на 12 месяцев. И у нас каждый год по итогам 1 полугодия в бюджет вносятся изменения. Если есть дополнительные доходы, добавляем деньги в социальную сферу. У меня опасений, что в определенный момент мы перестанем платить за ЖКХ или продукты питания, пока нет. Может такое случиться? Может. И если городская администрация все же будет поставлена перед выбором, за что платить в первую очередь, то, поверьте, приоритеты будут расставлены правильно. Мы сегодня живем в эпоху перемен. И она не всегда бывает сладкой. Прошлый год был очень тяжелый. Но, тем не менее, все свои обязательства перед социальной сферой мы выполнили. Этот год, я думаю, будет полегче. Уже ощущается улучшение экономической ситуации. Ожидаем ввод в эксплуатацию новых предприятий, а это дополнительные доходы в бюджет города. Уверен, мы переживем эти нелегкие времена. Главное, не создавать ажиотаж. В том числе и в прессе. А если кто-то из журналистов узнает о проблемах социального характера, обращайтесь в городскую администрацию – наши специалисты лучше, чем кто бы то ни было, расскажут, что, где и почему… – Сразу же и воспользуюсь вашим приглашением. Уже не первый год не может решиться вопрос с выплатой социального пособия на питание школьников, обучающихся в православной гимназии. А это все-таки 450 рублей ежемесячно. В чем там проблема и такая ли уж она неразрешимая? – Государство оказывает подобную помощь только в том случае, если образовательное учреждение, в котором обучаются дети, имеет лицензию и государственную аккредитацию. Православная гимназия наконец-то получила оба документа. И, думаю, руководство гимназии должно заняться решением этой проблемы. Я готов помочь, если в том есть необходимость.
Беседовала Елена Серова