– Дмитрий Викторович, какой-то вариант развития муниципального транспорта Дзержинска на будущий год вы уже предложили? Как он будет развиваться?
– Моя главная обязанность – не заботиться о муниципальном транспорте, а организовать транспортное обслуживание населения в пределах города Дзержинска – это написано в моих служебных обязанностях. Прошу это особенно отметить.
А МУП «Экспресс» нужно пересмотреть свой бюджет и начать свои затраты сокращать…
– Получается, вся беда в МУП «Экспресс» – это то, что тянет и бюджет, и транспортную систему Дзержинска вниз? Чтобы исправить ситуацию, нужно от него избавиться?
– Да кто говорит, что от него нужно избавляться?! Муниципальный транспорт нужен!
Никто его «убивать», как считают некоторые, не собирается. Нужно приобретать транспорт. И наше управление подготовило три программы по приобретению и троллейбусов, и автобусов. Трамваев в этой программе нет. Они городу на сегодняшний день не по карману. В программе развития транспорта на будущий год есть соответствующая строка, только там ноль стоит. Покупать транспорт в следующем году муниципалитету пока не на что. Но, если появится возможность, мы обязательно это сделаем. Согласитесь, глупо покупать лошадь, если у нас нечем ее кормить, именно поэтому мы вынуждены были «снять» деньги с этой строчки в бюджете, чтобы перенаправить их тому же МУП «Экспресс» на погашение убытков.
– Все так плохо?
– Нет, не все. У нас появились льготные перевозки на 29 и 30-м маршрутах – при предъявлении единого социального проездного билета (ЕСПБ) проезд здесь стоит всего 10 рублей. Скидка около 40%. А ведь до последнего времени отсутствие льготного проезда в микрорайоне Западный-2 было серьезной проблемой. И здесь мы преследовали несколько целей. Популярность ЕСПБ благодаря такому решению возрастает, а поскольку продает такой проездной только МУП «Экспресс», значит он получит больше денег. А потому как талончик у пассажира в маршрутке не забирают, он может использовать его и при проезде на другом виде транспорта. Так что частники несут колоссальную социальную нагрузку.
Следуя принятой концепции развития транспорта, рассчитанной до 2018 года, мы при проведении конкурса присоединили очень нерентабельные маршруты № 8 и 8А, которые идут в Бабушкино, к рентабельным.
И наконец-то перестали получать жалобы от жителей, которым приходится добираться в том направлении.
Муниципальный транспорт от него отказался, сейчас там ездят частники и предоставляют все льготы. Мы работаем ради пассажира, а не ради, как кажется некоторым, какого-то предприятия – будь оно частное или муниципальное…
Есть сегодня у города и 24-й маршрут, который все-таки был организован в марте этого года. Это настоящее достижение.
Потому что заставить прийти на этот маршрут кого-то из частников было крайне трудно. Я удивляюсь, когда говорят, что, дескать, они урвали лакомый кусок. Не уверен, что перевозчик сейчас получает удовольствие от того, что ему пришлось там работать. И пока его задача – сработать хотя бы «в ноль», без убытков. Задача же администрации была – организовать транспортное сообщение до Северных ворот именно в социальном режиме, которого там не было.
Первоначальная моя задумка – пустить там троллейбус, и все уже было готово, но в 2010 году власти сменились и проект, который и стоил-то не особо дорого, остался нереализованным. Маршрут четвертого трамвая он дублирует лишь частично. Ничего плохого я в этом не вижу. Ведь прежде чем пустить маршрутку, мы интересовались у горожан: вы будете довольны? Абсолютное большинство сказали – да. Потому что, если встанет «четверка», добраться оттуда и туда пассажирам будет не на чем.
Определенную популярность маршрут имеет и среди льготной категории граждан. Смотрели итоги работы за месяц: около 10 тысяч пассажиров ездят на маршрутке по единому социальному проездному билету и около 90 – по единому социальному проездному абонементу. И, к слову, о «лакомости» этого куска – прибыли у перевозчика практически нет.
– Коммерсант не думает о собственной выгоде? Не поверю…
– А МУП «Экспресс» – не коммерсант разве? Его задача как унитарного предприятия – зарабатывание денег. И, по совести, он и подвижной состав должен покупать за собственный счет, а не клянчить у бюджета. Муниципалитет должен помогать, но не финансировать полностью. А без МУПа нам не обойтись – есть в городе такие маршруты, на которые ни один коммерсант не пойдет. И святая обязанность города – обеспечивать транспортное сообщение и содержать эти маршруты, сколько бы там пассажиров ни ездило…
– Транспортом обеспечивать муниципальное предприятие не обязаны?
– Если есть возможность, мы не отказываемся…
– Когда в последний раз была у администрации такая возможность?
– При мне, а я вернулся на эту должность около двух лет назад, такой возможности не было. Я надеюсь, что она появится. Появятся в бюджете средства – будет и транспорт. И бомбардировать руководство администрации письмами с требованиями закупить подвижной состав, по-моему, глупо, если я знаю, что денег на это взять негде. Да, в прошлом году у нас была реальная возможность купить по лизинговой программе 15 троллейбусов, нужно было найти 56 миллионов… Потому что троллей- бусы тоже давно не обновляли. Но вот не нашли.
Кстати, почему, когда говорят о муниципальном транспорте, вспоминают лишь о трамвае? А троллейбусы? Сейчас общественники говорят, что якобы администрация против этого вида транспорта. Но мы не против! Мы против
этого вида транспорта в таком состоянии, в каком он находится сейчас. И надо соизмерять свои желания со своими возможностями: можем мы содержать этот вид транспорта в безопасном для людей состоянии или нет.
– Обеспечить безопасное движение трамвая администрация, судя по всему, не может?
– За безопасность людей отвечает МУП. Плохо, что сейчас этот вопрос превратили в политический, а надо на него смотреть с точки зрения экономики. Поймите, мы не ломаем, мы – строим. Почему сегодня никто не вспоминает, что у нас было построено 20 километров троллейбусных путей? Когда меняли трамвай «тройку» на троллейбус, сколько было копий сломано! И что? Есть недовольные? Нет. Значит все сделали правильно. А ведь какие пробки были! Общественники, которые заступаются за трамвай, говорят, что пути трамвайные нужно нормально отремонтировать и пассажиры даже по пробкам смогут добираться, минуя их. Но ведь это не так. Трамвай так же будет стоять в пробке, как и весь остальной транспорт, ведь пути его не обособлены, не отгорожены. Это же не метро. Так что отказаться от трамвая Дзержинску в конечном итоге все равно придется. Это объективный процесс.
Транспорта становится все больше. Мы вынуждены расширять дорогу. Иначе задохнемся в пробках, «встанем», как Нижний Новгород.
Предлагают они ремонтировать путевое хозяйство и контактные трамвайные сети. Но это стоит почти миллиард! Где его взять, если у нас бюджет города 4 миллиарда? Без софинансирования денег этих мы никогда не найдем. Согласилась бы помочь область или федеральный бюджет – другое дело… Но в сегодняшней ситуации надеяться на это не приходится.
– Дмитрий Викторович, вы ссылаетесь на Нижний Новгород. Но там, несмотря на загруженность транспортом, трамвай все-таки сохранили.
– Поверьте, среди горожан сторонников у идеи отказаться от трамвая больше, чем противников. И когда его защитники требуют отремонтировать пути, я понимаю, что легче новые положить, чем чинить. Ремонтировать – толку нет. А на то, чтобы проложить новые, средства нужны колоссальные.
– В Концепцию развития транспорта такие траты не вписываются?
– Пока мы проводим те мероприятия, которые не требуют вложения дополнительных средств, в частности запускаем льготные маршруты. Наши возможности и желания ограничены бюджетом, хотим мы этого или нет.
В 2014 году «Экспрессу» выделили 103 миллиона. И на эти деньги им не удалось ничего купить…
В программе будущего года заложено на организацию обслуживания транспорта 83 миллиона рублей.
80 миллионов пойдут на субсидии «Экспрессу» и 3 миллиона – на разработку проекта замены трамвайной линии на троллейбусную со Свердлова до конца проспекта Ленина. Ни маршруток, ни муниципальных автобусов мы туда запускать не собираемся. Это прописано в Концепции.
Но это всего лишь наши планы. Если будут в бюджете деньги, они реализуются, нет – скорректируются. И если у нас появится много миллиардов, мы трамвай не бросим. Но, по Концепции, к 2018 году мы уходим от трамвая к троллейбусу. И это не желание администрации, это прежде всего желание пассажиров, которые устали слушать грохот и лязг железа под окнами.
Беседовала Любовь Орлова