Виктор Нестеров: Избавиться можно от многих, но с кем тогда работать?..


 
 

– Виктор Сергеевич, как вы сегодня чувствуете себя на посту главы администрации Дзержинска, уже разобрались в местной специфике?

– Да, уже практически во всем. Конечно, после работы в правительстве области муниципальное управление для меня – дело новое. Когда ты отвечаешь за реализацию программ в министерстве строительства, это, с одной стороны, проще, а в чем-то и сложнее. С другой стороны, до этого я был вторым, хоть и первым, но заместителем министра. А значит, с кем-то можно было посоветоваться, разделить ответственность.

– Но наш город сложен еще и тем, что у нас сильна клановость в управлении. Вы с ней не столкнулись?

– Особо не ощутил. Некие переговоры были перед назначением (главы администрации. – Прим. автора), и это был действительно непростой период. В первое время очень сложно было с депутатами работать. Они относились ко мне с недоверием. Приходилось выступать, рассказывать, доказывать, подробно аргументировать свою позицию. Работал по отдельным направлениям с конкретными депутатами, и сегодня у нас есть взаимопонимание с Городской думой. К тому же я начал почти сразу объезжать крупные дзержинские предприятия, чтобы познакомиться с их спецификой, выслушать мнения руководителей и коллективов. Буквально вчера, кстати, был на заводе «Либхерр», который давно хотел посетить.

И сегодня мне осталось побывать лишь на двух основательных предприятих – «Тосол-Синтез» и «Сибур». Они стоят в плане на ноябрь. Но я и дальше буду уделять внимание дзержинским производственным площадкам, так как они являются основой экономики города. К тому же люди, которые работают на заводах, очень открытые и не боятся говорить о проблемах.

– Одно из первых ваших испытаний – это бюджет. Вы собирались сделать его бездефицитным, каким он  и был утвержден. Но сегодня мы видим несколько иную картину.

– Честно сказать, принятие бюджета для меня тоже было делом новым, так как в правительстве им занимался финансовый блок. И откуда брались деньги, особо не задумывались, так как мы бюджетные деньги осваивали, то есть строили необходимые региону объекты. Но мои коллеги по местному самоуправлению сказали сразу, что самое главное в нашей работе – это бюджет. Его сначала нужно по максимуму собрать, а потом правильно потратить. Это самое главное, так как без денег ничего не получится. И когда я заступил на должность, бюджет уже практически был сверстан, он был дефицитный.

Поэтому, понимая, что в течение года нам придется еще решать задачи, которые не учтены подготовленным документом, попробовал по максимуму сократить расходы. Так и получилось. Нам, например, пришлось гасить кредиторскую задолженность, а потому сегодня мы имеем небольшой дефицит, который позволил закрыть горящие позиции.

И если нам удастся отдать до конца этого года хотя бы половину долгов социальной сферы за тепло, то в следующем будет уже легче.

– Мне кажется, что «наследство» финансовой политики господина Виноградова еще долго будет напоминать вам о себе, так как при нем город стабильно наращивал долги. Сегодня, если я не ошибаюсь, муниципалитет просто не может брать в долг, так как он и так достиг предельных отметок.

– Конечно, мы сократили долги, но свободных кредитных ресурсов у нас действительно осталось всего 41 из 900 миллионов. И поэтому я уверен, что в конце прошлого года мы все сделали правильно, так как сегодня, если бы приняли дефицитный бюджет, у нас не осталось бы возможности для маневра.

Но основная проблема – собираемость средств. Главы администраций других муниципалитетов области молчат об этом, но я знаю, что везде существует проблема с земельным налогом. Его собираемость от 20 до 25 процентов. Конечно, где нет больших промышленных предприятий, там ситуация складывается лучше. Но у нас она другая, так как некоторым производственным площадкам вместо 10 предложено заплатить за землю 25 миллионов, а потому народ, естественно, идет в суд. И я уже обратился к губернатору с просьбой помочь в решении этой проблемы, так как собираемость земельного налога из месяца в месяц у нас не поднимается выше 15 процентов. Мы недополучаем каждый месяц от 16 до 25 миллионов. Хотя стабильно перевыполняем план по другим позициям. Валерий Павлинович обещал разобраться в ситуации, хотя все-таки инициатива о повышении кадастровой стоимости земли была продиктована на федеральном уровне.

Мы активно анализируем сложившуюся судебную практику, чтоб не потерять налоговые платежи хотя бы в тех объемах, которые имели ранее. К сожалению, в некоторых случаях уже принимались решения о пересчете кадастровой стоимости земли в таких объемах, что она становилась меньше, чем до повышения.
 


 
– А как у нас складываются дела с реконструкцией стадиона «Химик»?

– Строительство объектов для чемпионата мира – это сложная тема, в которой смешиваются наши российские стандарты, а также нормы ФИФА, нормы безопасности специальных служб и так далее, и тому подобное. И если по экспертизе проекта у нас все нормально, то параллельно были запрошены предложения от пожарных, полиции, других служб, которые дали нам свои рекомендации. Поэтому проект нужно дополнять, но у нас есть такая возможность, так как по графику ФИФА мы должны приступить к строительно-монтажным работам в конце января. Сейчас вносим изменения, дополняем и согласовываем смету, передаем проект на повторную экспертизу и до середины декабря должны заключить договор с подрядчиком. Осечки не должно быть, так как ответственность на нас лежит большая, контроль со стороны международных экспертов строжайший, к России применят самые жесткие стандарты. Будут приезжать и замерять все, вплоть до величины корневой системы газона. Естественно, не хочется, чтобы Дзержинск показал себя не с лучшей стороны, если уж нам доверена такая честь. Тем более если будут серьезные замечания, то международные специалисты могут устранить их собственными силами, но за наши деньги, выставив федерации штрафные санкции. Так что тренировочное поле – это особая тема, которая требует тщательной проработки, хоть играть на нем и будут всего две недели.

– Вопрос финансирования уже решен?

– На строительство было заложено 154 миллиона. Из них 43 – федеральных, остальные – местный бюджет. Последняя смета была уже на 116 миллионов, но, возможно, она немного увеличится. Плюс к этому около 12 миллионов нужно на немонтируемое оборудование, которое закупается по отдельному контракту. Это шкафчики, лавки, тренажеры и так далее. Все эти деньги будут предусмотрены в бюджете.

– Вот именно это и беспокоит. Мы недавно уже писали, что у дзержинских спортивных и культурных объектов и без чемпионата мира много проблем накопилось. Где-то течет крыша, осыпается фасад, лед в ФОКе не могли запустить, так как сломалось оборудование. И в это время мы собираемся тратить такие деньги…

– Конечно, что-то ломается, изнашивается, необходимо модернизировать или ремонтировать, но иногда разговоров об этом больше, чем желания решить проблему, обратившись к главе администрации или руководителям соответствующих подразделений. Мы всегда помогаем, если это необходимо, в оперативном порядке. К тому же у многих бюджетных учреждений есть внебюджетные фонды, так что многие вопросы они могут снимать самостоятельно. Вообще, Дзержинск по социальным объектам выигрывает даже у Нижнего Новгорода. Городу удалось сохранить и приумножить то, что еще было создано в советские годы, и сегодня мы 75 процентов бюджета тратим именно на социальную сферу. Другое дело, что изменения бюджета – процесс не одного дня, так как их должна утвердить Городская дума, которая собирается раз в месяц. И здесь очень многое зависит и от руководителей на местах. Ведь я тоже не могу уследить за всем, тем более проблем, которые требуют безотлагательных решений, достаточно. Поэтому, когда меня ставят перед фактом, что где-то что-то течет или сломалось, а мы об этом не знаем, вопросы у меня уже возникают к директору. Все должно делаться в плановом порядке, а потому о масштабных проблемах нужно докладывать незамедлительно. Я человек открытый, всегда иду на контакт.
 
 

– Многие сегодня, кроме как строительным беспределом, ситуацию в сфере градостроительной политики Дзержинска не называют. Как вы сами оцениваете то, что сегодня творится с бесконечными стройками торговых центров в нашем городе?

– Очень много обращений на эту тему. Был скандал и на улице Строителей, много было сказано и по ситуации на проспекте Свердлова, 72. Также беспокоит горожан купленный, перекупленный и перепроданный котлован возле «Меркурия», но в итоге легализованный и с разрешением на строительство, так что у нас теперь руки связаны. Много раз ко мне уже обращались, чтобы я выгнал из администрации людей, которые отвечают за градостроительную политику, только избавиться можно от многих, но с кем тогда работать? Я считаю, что если правильно ставить задачи, а потом за них спрашивать, то можно последний шанс некоторым людям и дать. Мы уже не раз разговаривали с Андреем Дементьевым (начальник управления архитектуры), и консенсус у нас найден, что без моей команды никакие спорные решения приниматься под страхом увольнения не должны. Также мы сделали, на мой взгляд, правильный шаг и создали межведомственную комиссию, которая теперь рассматривает данные вопросы. Конечно, из правительства области мне уже поступали недовольные окрики на этот счет, что, мол, мы тут создали свой маленький инвестсовет, еще один бюрократический орган. Но я считаю, что никакой бюрократии у нас в этом плане нет. Мы собираемся регулярно раз в неделю и обсуждаем накопленные вопросы, которые будут выноситься на областной уровень. Это позволяет понять, что именно собирается строить тот или иной предприниматель, и отсеять заявки, которые под видом одних объектов предполагают возведение других.

– Но почему так вот некрасиво получилось с Семенцом? Конечно, я понимаю, что не вы принимали решение, но все же интересно ваше мнение.

– К счастью, сейчас уже есть решение суда о приостановке строительства.

– Стройке это явно не мешает.

– Объект нам не поднадзорен, но я думаю, что Сыров (руководитель Инспекции государственного строительного надзора Нижегородской области) добьет этот вопрос вплоть до сноса третьего этажа, потому что в Нижнем Новгороде такой прецедент уже был. На мой взгляд, ошибка многих предпринимателей в том, что они изначально не идут по законному пути, который позволит решить вопрос быстро и правильно. Понятно, что разработка проекта, согласование, экспертиза, разрешение на строительство занимают много времени, а предприниматели хотят, чтоб деньги оборачивались быстро. Но эта спешка идет только во вред, так получилось и в данном случае. Выявлены серьезные нарушения градостроительных норм, за которые можно крупно поплатиться. Даже наше разрешение на строительство уже сейчас не подходит под то, что там построено. То есть сейчас все карты в руках у областного Госстройнадзора, а потому я уверен, что этой стройке длиться еще недолго. А далее – суды, но с учетом того, что ситуация получила широкую огласку, узаконить построенное будет практически невозможно.

– Неоднозначная сегодня ситуация и вокруг МУП «Экспресс». Почему вдруг из ваших уст на последнем заседании Думы, а точнее – внеочередном заседании комитета по бюджету, прозвучала мысль о необходимости изменения организационно-правовой формы главного транспортного предприятия города?

– Проблема МУП «Экспресс» была одним из первых серьезных испытаний, с которым я столкнулся сразу же после вступления в должность. Пришлось умолять энергетиков и писать гарантийные письма, чтоб не отключали электроэнергию за долги. Также пришлось принять решение об остановке трамвайного движения, так как тянуть больше было нельзя – предприятие генерировало громаднейшие убытки. Нам удалось их сократить с 13 до 5 миллионов в месяц. Но все равно эта цифра остается колоссальной в масштабах города. 3 миллиона рублей убытков приносят троллейбусы и 2 – автобусы. Так что сегодня нужно искать варианты сокращения расходов и увеличения доходов. Плату за проезд мы уже подняли, что, на мой взгляд, обосновано, так как все вокруг дорожает, и электричество в том числе. А с нового года МУП должны заработать целиком и полностью по 44-му Федеральному закону, так что все закупки будут требовать немало времени.  

По отношению к коммерческим структурам «Экспресс» окажется в очень невыгодном положении, хотя и сейчас ему приходится конкурировать с ними не на равных. Коммерсанты обгоняют троллейбусы не только на маршрутках, но и в правовой форме – там решения принимаются оперативнее. Директору же «Экспресса», чтоб даже продать металлолом, сначала нужно провести оценку, потом выйти на конкурс и ждать 40 дней, хотя покупатель уже найден. В то же время энергетики ждать не будут, деньги им нужно платить сейчас.
 

– Но в то же время изменение организационно-правовой формы «Экспресса» может грозить тем, что предприятие уведут в частные руки. Это мы уже проходили на примере городских жилищно-коммунальных предприятий. Есть ли такая опасность в этом случае?

– Меня как руководителя города должно больше волновать, на каких автобусах у нас ездят люди. Сегодня в «Экспрессе» они «убитые», и я не знаю, почему прежнее руководство не участвовало в федеральных программах, потому что вся область уже успела поменять старые автобусы на новые газомоторные «ПАЗики» за 300 тысяч рублей, вместо 1,5 миллиона. Получая огромные дотации из местного бюджета, руководство не удосужилось обновить подвижной состав. На мой взгляд, это было вредительство какое-то.

Конечно, у меня нет мыслей передавать предприятие в частные руки, но оно, скорее всего, станет акционерным обществом, чтобы развязать руки руководству с точки зрения оперативности принятия решений. Должно развиваться и троллейбусное движение, а здесь главная задача – договориться с энергетиками по оптовым поставкам электричества. И если нам удастся платить за киловатт не 5, а 3 рубля, то получится сэкономить еще 1,5 миллиона по месяцу. Также мы планируем несколько умерить аппетиты частных перевозчиков на тех маршрутах, где ходят троллейбусы.
Их количество не только нужно сократить, но и нормализовать график движения, так как пассажиров необходимо возить не только в часы-пик. То есть мы шаг за шагом должны идти к безубыточности предприятия.

Продолжение следует.

Свои вопросы господину Нестерову вы можете оставить в комментариях под этой публикацией.

Записал Сергей Кулаков