15 июня в Дзержинске начнется масштабный проект строительства главного городского коллектора. Целиком старый аварийный трубопровод планируется заменить к 2032 году, а пока стартует первый, самый важный, пожалуй, его этап – замена участка в районе железнодорожного и автовокзала. Подробности – в интервью с директором по производству ОАО «Дзержинский водоканал» Игорем Капрановым.
– Игорь Юрьевич, расскажите еще раз о проекте строительства коллектора в целом.
– Мы неоднократно говорили, что главный городской коллектор – крупная коммунальная магистраль – в крайне изношенном состоянии. Капитально он не ремонтировался ни разу и здесь постоянно происходят серьезные аварии. Сейчас мы приступаем к глобальному проекту – замене старого коллектора на новый. Труба пойдет от психоневрологического диспансера до ул. Речной, где будет установлена новая насосная станция. Работы запланированы на 15 лет – до 2032 года.
– В этот период мы планируем заменить отрезок трубы от бывшего трамвайного кольца в районе железнодорожного вокзала до пешеходного перехода через рельсы чуть дальше автостанции. Протяженность участка – 600 м. Но в целом, напомню, первый этап рассчитан на пять лет и пройдет коллектор от пл. Привокзальной до ул. Удриса. Протяженность 3,2 км с диаметром труб 800 – 1000 мм. Объем инвестиций первого этапа – 600 млн рублей.
– Почему решено начать замену коллектора в середине его «пути»?
– Участок коллектора в районе вокзала – наиболее аварийный. Первый раз серьезная авария здесь произошла еще десять лет назад, а потом неисправности возникали регулярно. Сейчас он находится в таком состоянии, что откладывать проект уже нельзя. На Привокзальной площади прямо под пешеходной дорожкой, где постоянно ходят люди, обрушается свод бетонного трубопровода. Чтобы избежать беды, здесь уже установили укрепляющий поверхность деревянный настил. На ДВК было принято решение срочно менять именно этот участок.
– Когда начнутся работы?
– Мы планируем начать 15 июня. А все работы по замене трубопровода в районе вокзалов завершатся к концу года.
– Какие перемены ждут горожан в связи с масштабными работами на коллекторе?
– Мы постараемся свести все неудобства для горожан к минимуму. Пока будут идти работы возле вокзала, незначительно изменится маршрут общественного транспорта. Примерно в течение трех недель автобусы и троллейбусы пойдут напрямую с ул. Терешковой на ул. Октябрьскую, не заезжая к зданию вокзала, как сейчас. Для этого контактную сеть придется временно смонтировать по новой схеме. При этом проезд к вокзалу машин экстренных служб реагирования останется, как и, естественно, пешеходные подходы. Вообще замена коллектора будет вестись участками по 70 метров: раскопали отрезок, уложили новую трубу, закопали. Обязательно предусмотрено и то, чтобы оставлять участки тротуаров для пешеходов. Временно пострадают от ремонта владельцы нескольких ларьков рядом с автовокзалом – их придется ненадолго демонтировать. Но другого выхода нет.
– А с какими трудностями в период строительства коллектора столкнутся сами ремонтные бригады?
– Работы технологически предстоят непростые. Замена трубы будет идти открытым способом. То есть сначала мы раскапываем грунт, вывозим лишнюю землю, укладываем участки трубы диаметром 1000 мм, потом закапываем. Сложности заключаются и в том, что коллектор пересекает крупная теплотрасса, ливневая канализация, электрокабели, связь. К тому же со стороны ул. Грибоедова к центральному подходит еще один – довольно мощный – коллектор диаметром 700 мм. Его нужно «переврезать» в новую трубу. Потом со старого коллектора придется целиком переключаться на новый. Возможно, в этот период город кратковременно отключат от водоснабжения. Восточный участок трубы более сложный, он идет довольно глубоко – на 5 м и глубже. Скорее всего, здесь придется делать водопонижение, так как на такой глубине, как правило, появляются грунтовые воды. Одновременно менять трубы предстоит двум бригадам – они «пойдут» навстречу друг другу. Новый коллектор «ляжет» рядом со старым, демонтировать который мы не будем. В будущем его затампонируют. Как уже говорилось, полностью этот участок проекта по замене главного коллектора должен быть завершен в декабре. Мы будем стараться максимально выполнить срочные работы и по благоустройству: разровнять грунт, заасфальтировать тротуары и проезжую часть. Если успеем, приведем в порядок и газоны с зелеными насаждениями, если нет – завершим весной следующего года.
– Что из себя будет представлять новый коллектор?
– Это мощный трубопровод диаметром 1000 мм из полипропилена, который избавит горожан от проблем с аварийностью на долгие десятилетия. Мы перекладываем его открытым способом, потому что старый уже не позволяет использовать метод санации – внутри него при локальных ремонтах были заложены куски новых труб, сузивших диаметр коллектора, а извлечь их теперь невозможно.
– Материальные затраты не менее глобальные?
– Да, только на участок трубы в 600 м придется потратить около 60 млн рублей. Конечно, для этого привлечем, в том числе, и кредитные средства. Всех горожан призываю отнестись с пониманием к возможным неудобствам, связанным с заменой городского коллектора.
– Игорь Юрьевич, лето – традиционно «жаркая» пора на водоканале. Какие работы по капитальному ремонту коммуникаций будут идти в Дзержинске одновременно с заменой главного городского коллектора?
– Это плановые большие работы на РОС, в районе госпиталя ветеранов войн, по адресам: пр. Циолковского, ул. Галкина и Петрищева. Там аварийные участки коммуникаций также не терпят отлагательств. Поэтому будем стараться все успеть и сделать свою работу надежно.
Беседовала Алена Панова