Подискутировать было о чем. Например, выяснилось, что в Дзержинске до сих пор отсутствует необходимая нормативная база. Речь идет о регламенте, который устанавливал бы порядок предоставления ритуальных услуг и регулировал отношения участников рынка. Такие положения, по словам председателя правления ассоциации предприятий ритуальных услуг Елены Передельской, действуют во многих городах региона, например, в Выксе, Кстове, Дивееве. Почему в Дзержинске до сих пор не принят регламент? Это прямая обязанность администрации Дзержинска. Ведь организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения – полномочия органов местного самоуправления. Неужто местные власти по-прежнему заинтересованы в вакханалии в системе содержания кладбищ, а также на рынке услуг погребения?
Яркий пример такого хаоса, по мнению большинства участников мероприятия, центральное городское кладбище. Эксперты, участвующие в обсуждениях, обратили внимание на то, что на главном погосте проблематично отыскать те или иные захоронения. Даже служители кладбища, как выяснилось, в этом не помощники, если захоронение отсчитало более трех лет. Там, где царит цивилизация, на кладбищах есть оформленные границы с разбивкой на кварталы, в которых обозначены все имеющиеся погребения. В качестве примера эксперты приводили известные нижегородские кладбища, даже несколько меньшие по масштабам, чем центральное дзержинское. Нижегородцы сумели систематизировать архивные данные, оформить топографическую документацию, благодаря чему стало проще отыскать и идентифицировать захоронение. Почему Дзержинск до сих пор не взял на вооружение опыт соседей?
Отсутствие всеобщего учета на дзержинских погостах, по мнению экспертов, – благодатная почва для коррупции. Такие условия позволяют манипулировать кладбищенскими земельными ресурсами. Если нельзя, но очень хочется, то за определенное вознаграждение можно получить заветный кусочек земли в желанном месте. В качестве наглядного примера некоторые участники «круглого стола» указывали на территорию у входа на центральное кладбище, где прямо на так называемой аллее почетных граждан «примостились» другие «достопочтенные» персоны из кругов бизнеса и криминального мира.
Заместитель директора МКУ «Ритуал», созданного для содержания кладбищ, попытался отразить все возможные обвинения в злоупотреблениях на официальных кладбищах. При этом представитель казенного учреждения признал, что на сегодня нет такой информации, которая бы позволяла с географической точностью указать место конкретного погребения. В лучшем случае это будет квартал. Вместе с тем зам. директора заявил о некотором прогрессе в этом направлении. Стало известно, что в городе формируется электронная база захоронений. Правда, в нее войдут могилы, начиная только с 2013 года, и только на официальных кладбищах, состоящих на инвентаризационном учете.
В ходе обсуждений выяснилось, что только 6 из 11 кладбищ городского округа прошли инвентаризацию. «Если кладбища закрыты для захоронения, это не значит, что они должны быть забыты и заброшены», – заметила Елена Передельская и попросила председателя Дзержинской городской организации «Российский Союз ветеранов Афганистана» Юрия Салова рассказать об истории кладбища на территории бывшего села Черное. В результате поисковой работы, которую провели общественники, выяснилось, что на кладбище есть захоронения красноармейцев, скончавшихся от ранений во время Великой Отечественной войны в госпиталях Дзержинска и Володарского района. Какую же картину увидят родственники солдат на месте погребения своих предков?
«Разрушенный практически до основания кирпичный забор, отсутствие подъездных путей, неухоженные захоронения и два старых обелиска с просевшими плитами», – живописал Юрий Салов «тихие ужасы» старого кладбища в районе сегодняшнего поселка Дачный.
Руководитель общественной организации рассказал о многочисленных совещаниях с руководителями города, которые обещали оказать содействие в документальном оформлении погоста и финансировании благоустройства. Но как итог, который констатировал Салов: «Кладбища нет по документам. Ни одного бюджетного рубля вложить в реконструкцию обелиска нельзя».
На «круглом столе» шла речь и о нечестной конкуренции между ритуальными компаниями. Есть, оказывается, в Дзержинске привилегированные организации, которые странным образом мгновенно получают информацию об умерших, осуществляют захоронение так называемых криминальных трупов, а также получают заказы по обустройству новых могил на центральном кладбище.
Председатель правления АПО г. Дзержинска пообещала, что все предложения и острые вопросы, прозвучавшие во время «круглого стола», будут обобщены и направлены в адрес органов власти муниципального и регионального уровней.
Вадим Щуренков