На днях в редакцию «Дзержинского времени» обратилась жительница дома 11/7 по улице Ватутина. Женщина рассказала, что в их доме располагается бомбоубежище, которое давным-давно непригодно для укрытия в случае чрезвычайной ситуации. Более того, подвал вот уже не первый год как облюбовали бездомные, которые при случае выносят оттуда все, что только удается отвинтить или снять: части труб, умывальники, железную дверь. А это в свою очередь приводит к протечкам канализации, что мешает спокойно жить.
«Деваться некуда – весь подвал по стороне Ватутина как раз является этим бомбоубежищем. Впрочем, вряд ли данное помещение корректно так называть. Там нет дверей, лестница полностью захламлена – спуститься вниз в случае опасности будет непросто. Кроме того, бомбоубежища ведь подразумевают определенные стандарты жилья, не зря же они и строились для того, чтобы люди могли там укрыться. Но ведь в этом конкретном помещении жить уж точно невозможно! Там давно нет ни воды, ни туалета – сплошная разруха. При этом мы не закрываем его, поскольку подразумевается, что это защитное сооружение, которое должно быть постоянно открыто», – объясняет горожанка. Кроме того, по ее словам, когда в последний раз люди без определенного места жительства пытались вновь что-то прихватить из подвала – орудовали они кувалдой, пришлось даже вызвать полицию. Но эти меры ни к чему не привели.
В городе немало подобных подвалов, а потому вопрос, что с ними делать, наверняка возникает не только у жильцов дома на Ватутина. Мы обратились в администрацию, и тут выяснился интересный факт – в Дзержинске понятия «бомбоубежище» давно уже нет! Для начала нам пояснили, какие сооружения гражданской обороны относятся к средствам коллективной защиты населения: «…убежище, противорадиационное укрытие и простейшее укрытие. Все они предназначены для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах; для защиты укрываемых от фугасного и осколочного действия обычных средств поражения, поражения обломками строительных конструкций и от обрушения конструкций вышерасположенных этажей зданий различной этажности. Для укрытия населения также имеются заглубленные помещения подземного пространства (подвалы, цокольные этажи зданий)».
Далее в ответе уточняется, что в жилом секторе старой части города в многоквартирных домах находятся более 100 единиц защитных сооружений гражданской обороны. Их адреса и места расположения имеются в управляющих компаниях. Кроме того, в старом районе и в новой части Дзержинска в общей сложности находятся порядка 1340 заглубленных помещений подземного характера. В соответствии с Жилищным кодексом РФ, защитные сооружения гражданской обороны являются общедолевой собственностью жильцов МКД. Когда-то давно за ними следили заводы, но позже передали такие укрытия на баланс города.
Раз в пять лет МБУ «Гражданская защита» проводит инвентаризацию защитных сооружений гражданской обороны на предмет готовности и степени готовности к приему укрываемых. Как уточняют специалисты учреждения, подвальные помещения, о которых идет речь, абсолютно не подходят под рамки бомбоубежища. Ну, это нам и так было понятно, ведь мы лично побывали в доме 11/7 по Ватутина и убедились в правдивости слов его жильцов.
Помещение заброшено и захламлено, о временном проживании там не может идти речь. Стандарты бомбоубежищ предусматривают обязательное наличие вентиляции, отопления, водоснабжения, канализации. Также должны быть нормальный вход и аварийный выход, снаружи входа – прочная защитно-герметическая дверь. Подразумевается наличие громкоговорителя и телефона. В помещении убежища, как правило, размещаются комплект средств для ведения разведки (дозиметрические приборы, приборы химической разведки и т. д.), защитная одежда, средства тушения пожара, аварийный запас инструмента, средства аварийного освещения, запас продовольствия и воды. А здесь о наличии необходимых вещей и, главное, нормальном водоснабжении и канализации говорить не приходится. Собственно, специалисты «Гражданской защиты» это и подтверждают – бомбоубежищ как таковых в городе давно нет, называть так нынешние сооружения гражданской обороны некорректно.
Казалось бы, не шибко приятное известие – мало ли, что может случиться и вдруг понадобится нормальное бомбоубежище, не дай бог, конечно. Для таких случаев, как нам пояснили, могут использоваться простейшие укрытия. Подвальные помещения есть и в школах, и в учебных центрах – там они, как правило, сухие и чистые, и в домах, пусть даже такие замусоренные. Вот в них и можно спускаться в случае опасности.
При этом для жильцов того же дома по Ватутина есть хорошая новость – они, как общедолевые собственники подвального помещения, имеют полное право его запереть, дабы больше туда не проникали посторонние и их не беспокоили. Лучше не увлекаться самодеятельностью, а обратиться к своей УК, чтобы она этим занялась. В то же время, пока подвал не закрыт на замок, можно написать коллективное письмо от имени всех жильцов дома в полицию и пояснить, что, поскольку в данном помещении регулярно происходят кражи, туда ходят посторонние люди, горожане опасаются за себя и свое имущество и просят стражей порядка периодически проводить патрули и проверять их подвал.
Ксения Князева