Дзержинское время

Как дзержинцы оценивают ситуацию в городе и в стране в целом? Какие проблемы наиболее остро стоят в Дзержинске? Кто виноват в их существовании? Эти вопросы и не только интервьюеры агентства социологических исследований «Взгляд» в конце февраля задали нашим землякам на улицах города. В опросе приняли участие 600 человек.
Сравнение ситуации в России и Дзержинске выглядит не в пользу последнего (табл. 1). Если половина опрошенных считают, что жизнь в нашей стране «в чем-то благополучна, а в чем-то нет», то 44% респондентов признают ситуацию в Дзержинске «в основом неблагополучной». При этом расклад мнения горожан по полярным точкам зрения не может не настораживать: довольно высок процент (21 %) тех, кому ситуация в Дзержинске представляется «крайне наблагополучной», и совсем нет таких (0%), кто отдал свой голос за тезис «очень благополучная».
Между тем прошлогодние отчетные цифры вроде бы наглядно доказывают, что жизнь в городе налаживается, а сам он наконец-то встал на путь возрождения. Почему же, несмотря на этот парад городских успехов, не чувствует каждый его житель облегчения в своей собственной жизни? Может, городские достижения еще не так велики, чтобы из количества перейти в качество, – чтобы все дзержинское благополучие хотя бы частичкой проникло в каждую семью?
Судя по всему, между общественным и личным пока нет точек соприкосновения. Замечать-то горожане замечают, что по городу разъезжают новые троллейбусы, у примеру, а вот по-настоящему порадоваться этому не могут – не дает груз личных проблем.
Каких именно? Это, на наш взгляд, отчасти проглядывается в ответах на следующий анкетный вопрос (табл. 2). И хотя они обнажают вроде бы наиболее остро стоящие городские проблемы, но по большому счету имеют все же семейные корни.
Судите сами: верхние строчки проблемного рейтинга занимают рост тарифов на коммунальные услуги (83%) и низкий уровень доходов населения (63%). Постоянная борьба за выживание – разве это не сугубо личное в наше время? Общественным это станет, пожалуй, только тогда, когда за достойное существование мы будет сражаться не в одиночку.
Остановка крупных промышленных предприятий, качество жилищно-коммунальных услуг, рост безработицы – эти проблемы дзержинцы также относят к наиболее острым. Таковыми их признают от 42 до 47 процентов опрошенных. Но и они, по большому счету, из разряда «своя рубашка ближе к телу». И лишь забота о состоянии дворов и подъездов, а ее проявили 43% от общего количества участников социологического исследования, вносит в начало этого списка остро стоящих проблем «общественные» мотивы.
Примечательно, что на фоне страстей мировой общественности вокруг Дзержинска, якобы попавшего в черный список самых грязных городов планеты, только 7 процентов опрошенных дзержинцев признают за экологией проблемную остроту. Вот и гадай: то ли они действительно считают, что городу эта беда не грозит, то ли не слишком задумываются над этим вопросом. Опять же, вероятно, по причине существования более серьезных для них проблем – личных, «базовых».
Предложило агентство «Взгляд» ответить дзержинцам и на извечный русский вопрос «Кто виноват?» (табл. 3). Ответственность за существование проблем в Дзержинске жители в первую очередь возлагают на градоначальников – такова точка зрения 69% участников опроса. Вину за федеральными властями признают 38% опрошенных, за областным правительством – столько же.
Здесь хотелось бы привести данные еще одного социологического исследования на тему «С чем дзержинцы связывают улучшение жизни?» (график 4). Кстати сказать, этот предложенный тезис они, несмотря на признание ситуации в Дзержинске «в основном неблагополучной», все же не отвергли. Впрочем, противоречия в этом, наверное, нет. Ведь даже в самые трудные времена люди всегда умели находить маленькие радости.
В этом рейтинге также лидируют городские власти – их заслуги в улучшении нашей жизни признали 63% опрошенных дзержинцев. И в этом совпадении, думается, вырисовывается определенная логика: упреки и лавры – тем, кто ближе, доступнее.
А вот вторая позиция досталась на этот раз не федеральным или областным чиновникам, а нашей уникальной способности выживать – 53% участников соцопроса приписывают ей успехи и достижения в своей жизни.
Любопытно, что роль, которую отводят дзержинцы политическим партиям в этих двух исследованиях, также одинакова: по мнению горожан, их вина в существовании проблем в городе минимальна – ее признают всего 6% опрошенных, но и «заслуги перед родиной» незаметны – их рассмотрел лишь 1% респондентов.
Результаты эти с трудом поддаются комментариям: партия «Единая Россия» имеет вроде бы бешеную популярность в народе, власть всех уровней ассоциируется именно с этим политическим движением, и вдруг такое пренебрежение как к его заслугам, так и к его провалам… Чтобы это значило? Неужто и вправду так загадочна русская душа?
 Елена СЕРОВА