В тиши кабинетов

 

О необходимости упорядочить рынок наружной рекламы, а также увеличить поступления в бюджет города от такого вида коммерческой деятельности в коридорах власти говорят лет десять. Но воз и ныне там. Счет доходам в бюджет от рекламы, по оценкам экспертов, должен идти на миллионы рублей, но пока что речь идет о сотнях тысяч. Столь мизерные поступления могут свидетельствовать лишь о большом количестве несанкционированного размещения рекламных конструкций в Дзержинске. Между тем месячное размещение на рекламных щитах, что установлены вдоль дорог, обходится рекламодателю примерно в 20 тыс. руб. (без учета затрат на изготовление и монтаж). Фирмы, которые продают рекламные площади, неплохо зарабатывают. А городу от этого достаются лишь «объедки».

 

Контролировать использование муниципальных площадей под размещение рекламы могла бы непосредственно администрация города. Для этого в структуре исполнительной власти достаточно было создать отдельное подразделение или поручить эту работу действующему, например, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства. Однако в администрации Дзержинска решили пойти другим путем.

 

Чтобы навести порядок на рекламном рынке, власти приняли решение создать «Рекламную службу» в статусе муниципального казенного учреждения. Надо признать, что мы чисто случайно узнали о таком решении, когда на одном из июньских заседаний Городской думы вносились очередные изменения в бюджет города. Тогда решением Думы от 18 июня 2015 года МКУ «Рекламная служба» получило из бюджета 300 тыс. руб. на компенсацию расходов.

 

Для некоторых депутатов, которые голосовали против такого предложения, и сам факт создания отдельного муниципального учреждения, и его финансирование из бюджета тогда стали полным откровением. Так, например, депутат Олег Чесноков считает, что созданию муниципального учреждения должно было предшествовать хоть какое-то обсуждение. В администрации, видимо, решили не советоваться с Думой. Хотя Олег Чесноков и не исключает, что вопрос обсуждался во время его отсутствия, а также на заседании комитета по предпринимательству, в состав которого он не входит.


Вероятно, и мы так же, как и Олег Чесноков, проморгали инициативу администрации по созданию очередного муниципального учреждения. А потому, чтобы выяснить, на какие цели уйдут бюджетные средства, каково штатное расписание учреждения и есть ли вообще у предприятия утвержденные планы по систематизации рекламного рынка, мы обратились в администрацию города с отдельным запросом. И вот недавно мы получили ответ, который совсем не обрадовал нас.

 

 

Выходец из…


Информацию о количестве трудоустроенных в «Рекламной службе», а также о размере их окладов нам не предоставили, сославшись на федеральный закон «О персональных данных». Однако же и о планах работы учреждения мы толком не узнали. Администрация сообщила нам, что в настоящее время проводятся только лишь организационные мероприятия – «открытие расчетного счета, обеспечение процедур передачи полномочий, другая подготовительная работа». И вся эта организационная работа продолжается четыре месяца – с 27 февраля 2015 года, когда было создано МКУ «Рекламная служба». Это что же за профессионалы там работают, когда такая канитель с процедурными моментами?

 

Оказалось, что МКУ возглавляет Юрий Василенко. На должность директора он был назначен 3 апреля. Этот молодой человек – широко известный в узких кругах, профессионал рекламного рынка, за которым тянется шлейф принадлежности к финансово-политической группе, которую контролирует депутат Городской думы Павел Воронин. Гос-подин Василенко в разное время возглавлял и был учредителем сразу нескольких частных компаний с рекламным профилем деятельности. Среди них: ООО «МАЙЯ», ООО «ИЮНЬ+», ООО «Городская реклама». А косвенная связь Юрия Василенко с группой Воронина прослеживается, например, через ООО «Телемедиа», где некогда тоже трудился Василенко. Сегодня его возглавляет Евгений Минервин, давний соратник Павла Воронина. А одним из учредителей компании выступает известная по фильму «Дзержинск. Украденный город» Анастасия Гаврилова, супруга Ильи Моклокова, еще одного соратника Павла Михайловича.

 

И вот именно эти связи директора новой муниципальной структуры, которая призвана контролировать рекламный рынок вызывают у нас определенные опасения. Напрашиваются аналогии с жилищно-коммунальным бизнесом Дзержинска, который не без помощи административного ресурса фактически сосредоточился в одних очень хозяйственных руках. Причем передел рынка по обслуживанию жилья также начинался с создания муниципальных структур, призванных повысить качество обслуживания жилых многоквартирных домов. Помните, легендарные ООО «ГУК-1» и ООО «ГУК-2» со 100-процентным муниципальным капиталом, имущественный комплекс и персонал которых со временем перетекли в ДУК и «Управдом»? Вот и история с созданием МКУ и закачкой туда бюджетных средств отдает переделом рекламного рынка.

 

«Не секрет, что Василенко до недавнего времени работал в рекламном бизнесе Дзержинска. С одной стороны, это хорошо, что муниципалитет получил специалиста, – рассуждает Олег Чесноков. – С другой – персона явно ангажирована. И где гарантии, что этот специалист не будет работать на стороне тех, кто его туда привел, а займется формированием равных условий для всех предпринимателей Дзержинска? Нет таких гарантий! Более того, та скрытность, с которой создавалось муниципальное учреждение, позволяет предполагать обратное.»

 

Первые шаги

 

А вот, кстати, и первые нововведения, которые позволяют говорить о формировании неравных условий для участников рекламного рынка. Речь идет об изменении практики предоставления муниципальных рекламных площадей, которая теперь строится на конкурсном (победителя конкурса определяет комиссия, учитывая не только цену предложения), а не на аукционном принципе (кто больше заплатит), как было раньше. Такое решение удалось протащить через Городскую думу, в которой, не забываем, довольно сильные позиции сохранила за собой группа Воронина. Изменение формы проведения торгов на право установки и эксплуатации рекламных конструкций закреплена в решении Городской думы № 962 от 18 июня 2015 года. Администрация Дзержинска в лице ее руководителя Геннадия Виноградова убеждает, что это правильный выбор, принятый в соответствии с федеральным законодательством.

 

На аукционе победителем признается тот, кто предложил только одно условие – наиболее высокую цену, а на конкурсе – кто предложил лучшие условия, объясняет администрация. С единственной оговоркой: по заключению конкурсной комиссии. Под лучшими условиями администрация понимает не только цену. Чиновникам, видите ли, одних только денег недостаточно. Наряду с лучшей ценой им нужны посулы по использованию рекламных мест в социальных программах, а также предложения по благоустройству места установки рекламной продукции и праздничному оформлению города с использованием рекламных конструкций победителя.


Короче говоря, определение победителя отдается на откуп членам комиссии. И вот тут в игру вступает такая вещь, как субъективная оценка. Судьи, как говорится, тоже люди, которые могут быть подвержены влиянию.

Понятно, что активное участие в формировании комиссии, а также в подготовке конкурсной документации будет принимать руководитель профильного муниципального учреждения, то есть тот самый Юрий Василенко.


Депутат Олег Чесноков видит большую опасность в переходе к конкурсному распределению рекламных площадей. При этом в качестве примера народный избранник сослался на уже имевшую место практику распределения рекламных площадей на «экспертной основе». В 2011 году антикоррупционная комиссия Городской думы рассматривала результаты процедур по размещению рекламы на опорах контактных сетей городского электротранспорта. Муниципальное предприятие «Экспресс», которое управляет трамваями и троллейбусами, остро нуждается в деньгах, причем постоянно. Однако цена, по словам Чеснокова, стала тогда отнюдь не решающим фактором в определении победителя. В лидеры, как вспоминает Олег Александрович, вышла структура, за которой стояли интересы все той же могучей депутатской группировки. Среди членов комиссии, как вспоминает депутат, были чиновники городской администрации, а также депутат Городской думы, соратница Павла Воронина Людмила Кемайкина. «Дорожка протоптана давно, – рассуждает Олег Чесноков. – Господин Воронин настроен на монополизацию рынка рекламы. В свое время ему уже удалось монополизировать систему ЖКХ, сейчас он пытается монополизировать власть. Поэтому для меня совсем не удивительно, что администрация города перешла на такой способ распределения рекламных площадей, где выявление победителя можно определенным образом скорректировать.»


 

Порядок нужен

 

Депутат Чесноков отнюдь не против наведения порядка на рынке наружной рекламы города, где огромное количество рекламных конструкций расположено с нарушением законодательства. В качестве примера он привел рекламные щиты около арки-входа в городской парк культуры и отдыха. Сооружение находится в реестре памятников архитектуры областного значения, возле которых размещать рекламу категорически запрещено законом. Хитрость в том, что земельные участки таких объектов в Дзержинске не разграничены. Отсутствие охранной зоны и дает формальные возможности установки рекламных носителей возле памятника архитектуры. К слову, в городском парке также хозяйствуют коммерческие структуры, дружественные господину Воронину.

 

Интересно, каким же образом сможет навести порядок муниципальное учреждение, где из всех работников, по всей видимости, только руководитель? Может, господин Василенко на личном авто примется колесить по городу в поисках незаконных рекламных щитов? Однако выявить – это одно, притом не самое сложное дело. Но вот представить господина Василенко с болгаркой в руках достаточно сложно. Скорее всего, для демонтажа конструкций муниципальному учреждению придется нанимать подрядчиков или формировать собственный штат, закупать оборудование, что также потребует дополнительного бюджетного финансирования. Получается, что предприятие, которое призвано наполнять бюджет города, будет его «доить»? Притом очень сложно представить, что Василенко распорядится убрать несанкционированные рекламные конструкции таких компаний, как «Телемедиа», «Городская реклама», «РТ Телеком», «РА Л-Медиа», бенифициары которых, надо полагать, и могли пролоббировать его назначение руководителем муниципальной структуры. Или вы полагаете, что все эти компании размещают конструкции строго в отведенных для этого местах и лишних метров городских земель, за которыми пока нет должного пригляда, им не нужно? Если бы все коммерческие структуры жили по правилам, то бюджет города не испытывал бы нехватки средств. Но откуда бы тогда в Желнино и других «заповедных местах» Дзержинска и его окрестностях выросли каменные дворцы?

 

 

Альтернатива есть!

 

Но возможны ли альтернативные варианты наведения порядка на местном рынке уличной рекламы? Оказывается, вполне. Тот же Олег Чесноков еще три года назад предложил передать полномочия по контролю за размещением наружной рекламы в МУП «Городское благоустройство». Возьми администрация на вооружение такую схему, ей не пришлось бы расходовать лишние средства на создание нового муниципального учреждения. «Предприятие уже работает, наделено штатом, не финансируется из бюджета, а самостоятельно зарабатывает деньги, – перечисляет преимущества своей модели Олег Чесноков. – Демонтаж незаконной рекламы, выдача разрешений на размещение рекламных носителей – вполне логичные полномочия муниципального предприятия. Право, не понимаю, для чего понадобилось создавать отдельную структуру?»


При этом депутат привел аналогию с муниципальным предприятием «Ритуальные услуги», которое, по его словам, не получало ни копейки из бюджета, но вместе с тем содержало все кладбища, расположенные на территории городского округа. И тем не менее в администрации Дзержинска решили создать дублирующую структуру МКУ «Ритуал», которое за последние 5 лет, по подсчетам депутата, получило более 100 млн руб. бюджетного финансирования на содержание кладбищ и, разумеется, собственного штата.

 

Стоит отметить, что депутаты Гордумы в свое время предлагали администрации и план первоначальной работы, реализация которого принесла бы ощутимые результаты в использовании муниципальной земли для наружной рекламы. В частности, Олег Чесноков предлагал начать с мониторинга ситуации, чтобы выявить незаконно установленные рекламные щиты. Если бы, скажем, в течение шести месяцев компании, незаконно установившие рекламные щиты, не легализовали свое творчество, то МУП «Городское благоустройство» демонтировало бы постаменты, предъявив коммерсантам на оплату понесенные расходы. Рекламные конструкции, не нашедшие хозяина, можно было бы оформить в городскую собственность. «Ровно три года назад я представил такой план в Гордуму, – продолжает Чесноков. – Его не единожды обсуждали на всех комитетах Думы. Мало кто стал возражать против того, что предложенная схема наиболее оптимальная для города. Дело как раз и встало за тем, что если этот план реализовать, то будут созданы равные условия для всех участников рекламного рынка, а город начнет зарабатывать.


Те люди, которые стоят за созданием МКУ «Рекламная служба», не могут этого допустить. Их цели – монополизация рынка наружной рекламы, в результате чего зарабатывать будет не город, а известные коммерческие структуры».


 

Вадим Щуренков